Вернуться к обычному виду
«Совместное сосуществование в едином, неделимом Отечестве, предопределенное народам нашей необъятной страны волей Всевышнего Творца, уже само по себе предписывает всем нам крепить мир и добрососедство между собой».

Верховный муфтий России Талгат Таджуддин

В Тольятти открылась выставка Шандора Зихермана

В Тольятти открылась выставка Шандора Зихермана 05.08.2016

В Тольяттинском художественном музее открылась выставка произведений Шандора Зихермана. Когда-то, отвечая на вопрос о том, искусство какой страны и народа представляет, мастер с присущим ему юмором определил себя как «как странствующего советского художника венгерского происхождения». Родился он в Закарпатье, в Ужгороде – это настоящий перекрёсток культур. Творческий путь художника связан со многими городами большой многонациональной страны  – Пермь, где он работал сразу после окончания института, Львов, Элиста, Юрмала. В 1972 г. приехал в Тольятти по приглашению властей города для организации культурной и художественной жизни. С его помощью в городе появились творческие мастерские, он способствовал появлению Лицея искусств, Тольяттинской картинной галереи. При нём и во многом благодаря ему открылось Тольяттинское отделение Союза художников России. В 1987 году Шандор Зихерман организовал в Тольятти первый российский симпозиум скульпторов, работающих по камню – работы его участников выставлялись в парках Тольятти. Не случайно в 2006 году состоялась в этом городе выставка художника, которую он посвятил 40-летию АВТОВАЗа. А нынешняя выставка носит символически-ёмкое название «Возвращение из прошлого».

В 1989 году вместе с семьёй Зихерман уезжает в Будапешт, и с тех пор его нередко называют венгерским художником русского происхождения. Вместе с женой они открыли русский театр-студию при посольстве в Венгрии.

«Я же не знаю ни одного человека, который был бы на сто процентов русским или мордвином. Это невозможно! Во всех нас намешано столько национальностей!» – говорит мастер. И часто вспоминает слова своего деда: «Не важно, какой национальности человек, главное - какая у него душа. Душа не имеет национальности».

К людям разных стран Шандор Зихерман обращается на понятном без перевода языке творчества.

Он известен как живописец и график, создает монументально-декоративные росписи и мозаики, станковую и монументальную скульптуру, медали, занимается керамикой. Работы мастера есть в Эрмитаже и еще в более чем 20 музеях Европы.

Его живопись декоративно-празднична. В скульптурных работах  заметно тяготение к монументальным обобщениям, к композиционной устойчивости. Однако при внешней сдержанности его скульптура очень динамична. Экспрессия достигается фактурой материала – шамота – шероховатой, грубой, поглощающей свет. Скульптуры словно бы живут своей внутренней жизнью, полной замкнутого в себе драматизма.

Предмет особого пристрастия и любви художника – медаль. Мастер прибёг к старинной технике литой художественной медали, которая предшествовала чеканной и позволяла создать особую монументальность и обобщённость рельефа. Рождаются портреты приёмом свободной лепки, сохраняющей обаяние рукотворности. Медали Зихермана не только отдают дань памяти выдающимся историческим фигурам, но и передают авторское видение отвлеченных понятий, таких, как «солидарность» и «насилие».

На нынешней ретроспективной выставке увидеть и выразительные женские портреты, пейзажи, чем-то напоминающие картины Сарьяна, скульптуры из шамота, зарисовки с натуры, линогравюры, и автолитографии. Среди последних привлекает внимание  своей лаконичностью «Калмыцкая Венера», где фигура обнаженной женщины показана на фоне коней, верблюдов и прочих знаков степной архаики. А фаянсовые работы, такие, как «Голуби на крыше», дают очень индивидуальное, острое и нервное преломление традиционных форм декоративно-прикладного искусства.




Возврат к списку