ВЕПСЫ (самоназвания – vepsläine, bepsläine) – народ прибалтийско-финской группы на северо-западе России.
Народ до 1917 года официально именовался чудь, этноним «вепсы» распространился гораздо позже. В деревнях вепсы шутливо называли себя «чухари», «кайваны».
В России живет 5936 вепсов, в Самарской области – 7 человек.
Проживают в основном на территории Карелии, а также в Ленинградской, Вологодской, Мурманской, Кемеровской областях, Санкт-Петербурге.
Вепсский принадлежит к финно-угорской ветви уральских языков, прибалтийско-финской подгруппе. Язык используется народом в основном в быту.
Традиционные занятия народа связаны с земледелием. Сочетали подсеку с трехпольем. Выращивали овес, ячмень, рожь, горох, бобы, лен, хмель, репу, в небольшом количестве пшеницу. Позже начали сажать брюкву, лук, редьку, морковь, картофель, капусту. Подсобную роль играло животноводство – разводили овец, коров, лошадей, также ловили рыбу, занимались собирательством. Было развито отходничество – мужчины уходили на лесозаготовки, сплав, занимались бурлачеством. Распространен гончарный промысел – оятская керамика.
Традиционное вепсское жилище – пятистенки с продольным перерубом, двухэтажные дома. Особенностью вепсского дома является угловое соединение построек, отсутствие открытого крыльца, четное количество окон. В больших домах верхний этаж занимало помещение, где хранили сено, различный инвентарь. Снаружи к нему делали бревенчатый въезд. Внизу на первом этаже были жилые комнаты, объединенный с жилищем под прямым углом хлев. Из мебели были деревянный стол, лавки, кровать, колыбелька, русская печь, лохань с рукомойником. Слева или справа от входа ставили печь.
Основой рациона издавна были мучные продукты. Хлеб пекли из ржаной муки, иногда добавляли ячменную, овсяную. Из кислого ржаного теста делали разные изделия, колобы, помазуху – открытый круглый пирог с начинкой из манной крупы с яйцом, толокном. Самый любимый открытый пирог у вепсов – калитки. Употребляли мясо домашних животных, дичь, добытую во время охоты. Из напитков готовили квас, молоко, сыворотку, чай, кисель.
Традиционная одежда имела много общего с северно-русской, карельской. Шили вещи из льняной, домотканой шерстяной, полушерстяной материи, позже стали использовать фабричные шелковые, хлопчатобумажные ткани.
Девушки и женщины носили рубаху с юбкой, кубовые, синие сарафаны, «парочку». Из украшений вепсские женщины носили кольца, серьги из металла, стеклянные бусы. Замужние надевали головные уборы сороки, повойники, сборники. Мужчины носили льняную рубаху-косоворотку, полосатые, светлые штаны. Дополнением к костюму был шейный платок. Обязательным элементом костюмов мужчин и женщины были плетеные, тканые, длинные пояса с кистями на концах. Из обуви мужчины и женщины носили сапоги, летом во время работы – лапти из бересты. Носки, рукавицы вепсы до сих пор вяжут особенным способом, с помощью одной иглы.
Специфический жанр вепсов – короткие песни со стихом в четыре строки, с протяжным, медленным напевом. Исполняли их обычно женщины, девушки на вепсском, русском языках во время сбора малины, на сенокосе. Сегодня старинные песни исполняют в основном, пожилые женщины, которые образуют ансамбли до 10 человек. Из музыкальных инструментов распространена гармонь, кантеле – струнный щипковый инструмент.
Широко распространены у народа поверья, приметы. Среди деревьев вепсы почитают ель, ольху, можжевельник, рябину. Существуют древние преставления о ястребе, ласточке, бекасе, медведе, волке, змейке счастья, щуке. Верили в духов леса, дворового, хлевяного, гуменного, банного хозяев. Их всех тоже представляли в виде мужчин, у которых есть семьи. К воде относились как к живому существу, верили, что там живет дух воды. За неуважение он мог утопить, наслать болезни, не дать рыбы.
Интересный факт:
Предполагается, что предками вепсов были финно-угорские племена, жившие «близ моря Варяжского» (Балтийского). По мнению многих исследователей, эти народы были одними из первых обитателей русской земли и сыграли немаловажную роль в формировании Древнерусского государства. Вепсы упоминаются историком Иорданом в VI веке н.э., затем встречаются в русских летописях в связи с призванием варягов. Они также принимают участие в походе князя Олега, водят дружбу и ругаются с Великим Новгородом.