Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность».

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

Вместе на Самарской земле

Вместе на Самарской земле 28.11.2024

Настоящим открытием для самарских школьников, участников подросткового клуба «Жигули» МБУ ДО «ЦДТ «Металлург» г.о. Самара, стало посещение информационно-просветительского мероприятия «Этнокультурное многообразие Самарской области» в ГКУ СО «Дом дружбы народов».

Сотрудниками учреждения была подготовлена экспозиция, рассказывающая о традиционной культуре народов, проживающих на Самарской земле. Самарское Поволжье издревле представляло собой многонациональный регион, где кроме русских, составляющих большинство населения, на протяжении веков проживали татары, мордва, чуваши, башкиры, армяне, казахи, азербайджанцы, узбеки, белорусы, башкиры, немцы, а также представители других народов. Это многообразие прекрасно иллюстрирует выставка «Многонациональная губерния» с уникальными куклами в народных костюмах и традиционными музыкальными инструментами.

Говоря ребятам о традиционном русском костюме и предметах быта, сотрудники напомнили им, что некоторые элементы национальной культуры стали привычными, потому что знакомы нам с рождения: это и валенки, и павлово-посадский платок, и вышитые полотенца-рушники, и деревянные наличники на окнах домов. Почти в каждом доме найдутся изделия традиционных русских народных промыслов, такие как гжель, хохлома или жостовская роспись. Некоторых предметов уже нет в нашем обиходе, но все знают, для чего использовалось коромысло, и из чего плели лапти.  

Татары — второй по численности народ в Российской Федерации. Знакомя школьников с культурой самарских татар, сотрудники рассказали им о деятельности Самарского областного татарского общества «Туган тел», что значит «Родной язык», которому уже более 30 лет, и Самарской региональной творческой общественной организации «Дуслык» - «Дружба». С апреля 1990 года в Самаре выпускается еженедельная областная татарская газета «Бердэмлек» («Единство»), редакция которой расположена в здании самарского «Дома дружбы народов». Самарские татары исповедуют ислам и принадлежат к мусульманам-суннитам.

На территории Самары насчитывается 5 мечетей, центральной из которых является Самарская соборная мечеть.

Наиболее ярко представляет татарскую культуру один из главных народных праздников - Сабантуй, который ежегодно проводится в парке им. Юрия Гагарина, объединяющий в себе красивые обычаи народа, его песни, танцы и обряды. Название праздника происходит от тюркских слов: сабан – плуг и туй – праздник, свадьба. Первоначально целью всех праздничных обрядов было задабривание духов плодородия в ожидании хорошего урожая. По прошествии времени Сабантуй превратился в веселый народный праздник, знаменующий окончание весенних полевых работ.

В кабинете, выполненном в стиле традиционной казахской юрты, школьникам рассказали об особенностях культуры этого народа. Кочевой образ жизни во многом определил его быт, кухню и обычаи.  Казахская юрта является своего рода квинтэссенцией его многовековой культуры. Юрту можно было легко собирать, что обеспечивало максимальную мобильность кочевников, она делилась на мужскую и женскую половины, в центре располагался очаг. Материал изготовления – войлок, который всегда был в наличии у народа, который традиционно занимался овцеводством. Завитки, похожие на рога барана, украшают традиционную казахскую одежду.

Самым священным животным у казахов считался конь, что нашло свое отражение в поговорках: «Тот не джигит, кто хоть раз не сидел на коне», «неудачливого джигита выручает удачливый конь». В хозяйственно-бытовой жизни казахов конь занимал самое главное место, и это не удивительно, ведь конь приносил пользу - и как средство передвижения, и как друг для своего хозяина, и как показатель достатка, и как средство питания, и как предмет одежды, даже обладал некой магической силой исцеления. Если конь пил из какого-либо источника, эту воду можно было считать безопасной.

Казахи очень ценили и берегли коней, любовно называли их «есті жануар» - «мудрым животным» и «тілсіз адам» - «безъязыковым человеком».

Еще одним коренным народом самарского Поволжья, о традициях которого узнали ребята, являются башкиры.

Первым достоверным свидетельством пребывания башкир в Самарском крае являются записи известного арабского путешественника Ахмеда Ибн-Фадлана, секретаря посольства багдадского халифа Муктадира в Волжскую Булгарию в 921–922 годах. Автор, в частности, указал, что, переправившись через реку Кюнджюлю (Кондурчу), посольство вступило в страну башкир. В настоящее время башкиры компактно проживают в Большеглушицком и Большечерниговском районах. Башкиры Самарской и Саратовской областей получили в историко-этнографической литературе название иргизо-камеликских – по именам рек Большой Иргиз и Камелик.

Традиционным башкирским жилищем в условиях кочевого быта, также, как и казахов, являлась войлочная юрта. Однако самарские башкиры при длительном сохранении выездов на летние пастбища использовали юрты только в качестве временного кочевого жилища.
Традиционным жилищем башкир были дома, сложенные из саманного кирпича. К основным принадлежностям внутри дома относились нары, которые вплоть до середины ХХ века делали из глины. Затем на смену им пришли нары из дерева. На них ели и спали. В одном углу на нарах стоял сундук, на который аккуратно складывали горкой свернутые одеяла, подушки, тюфяки, паласы, чепраки. Большую роль в башкирском доме играла печь, дававшая тепло и уют.

Долгое время башкиры вели полукочевой образ жизни, их основными занятиями были скотоводство и охота. До второй половины ХХ столетия башкиры держали и верблюдов (в основном, двугорбых).

Основу традиционной башкирской кухни составляют блюда животного происхождения: бишбармак – мелко нарезанная жирная баранина или конина, заправленная бульоном и лапшой. Особое место среди напитков занимает кумыс из кобыльего молока. В прежние времена угощение этим напитком всегда предваряло и завершало гостевую трапезу. Кумыс широко использовался и в лечебных целях. По рекомендации врачей им лечился у местных башкир Лев Николаевич Толстой, описавший в своих произведениях башкирское гостеприимство.

Впервые Лев Николаевич появился на Алексеевской земле в мае 1862 года и в последующие 20 лет побывал здесь десять раз. В Самарском хуторе Алексеевского района, который сегодня является мемориальным объектом, у писателя было крупное землевладение, по инициативе графа в районе с 1875 года устраивались скачки, участвовали в них, в основном, кочевые башкиры, но посмотреть на зрелище съезжалась вся многонациональная округа. С 2008 года эта традиция была возрождена: у подножия горы Шишка, рядом с деревней Шариповка, где когда-то находилась усадьба писателя, теперь проводятся «Степные скачки» - конноспортивный праздник, посвященный памяти Льва Толстого.
Основные традиционные праздники отмечались башкирами в весеннее и летнее время. Например, Каргатуй («грачиный праздник») традиционно отмечается ранней весной после прилета грачей. По представлениям башкир эти птицы, первыми прилетающие с юга, олицетворяли пробуждение природы после долгой зимы.

Мордовский народ, как узнали ребята, принадлежит к финно-угорской группе и имеет два субэтноса – эрзя и мокша. В Самарской области преимущественно проживают представители эрзя.

Основу традиционного хозяйства мордвы составило пашенное земледелие в сочетании с домашним животноводством и промыслами, а также пчеловодство. Жилищем мордвы была рубленная деревянная изба. Это лесной народ, что во многом определило особенности национального женского костюма – многослойный костюм из 5-7 рубах, надетых друг на друга. Уникальны и самобытны мокшанские головные уборы, представлявшие собой сложное сооружение из собственно убора, закрывавшего голову, налобной повязки и наушников. Головной убор - «панга» шился в форме прямоугольного мешка с продолговатой затыльной лопастью и украшался вышивкой, нашивками из лент, кружев и блесток. Часто мокшанские головные уборы по своей форме напоминали рога.

В заключение мероприятия школьники с восторгом примеряли яркие традиционные уборы народов, которые живут в Самарской области, глядясь в уникальное зеркало, сделанное из старинного деревянного оконного наличника.

Общая фотография стала символом дружбы и единения, царящих на нашей Самарской земле.

ГКУ СО «Дом дружбы народов»




Возврат к списку