Вернуться к обычному виду
«…осторожнее, нежнее и любовнее прикасайтесь к славному русскому языку; в нем душа народная, в нем наше будущее».

Л.Н.Андреев

Внешнее благополучие не повод расслабляться

Внешнее благополучие не повод расслабляться 25.03.2016 18 марта 2016 г. состоялось заседание круглого стола на тему «Реализация государственной национальной политики и миграционной политики на территории Самарской области». Организаторами мероприятия выступили комиссия Общественной палаты Самарской области по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами, комиссия Общественной палаты Самарской области по вопросам культуры, молодежной политики, межнациональных и межконфессиональных отношений и комиссия Общественной палаты Самарской области по вопросам законности, правам человека, взаимодействию с судебными, силовыми органами и ОНК; соорганизаторами – общественный совет при УФМС России по Самарской области, общественный совет при министерстве труда, занятости и миграционной политики Самарской области, общественный совет при ГУ МВД России по Самарской области и ФГБОУ ВПО «Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П.Королева (национальный исследовательский университет)» (СГАУ).
«Миграционная проблема – сегодня проблема номер один во всем мире. Мы живем в эпоху великого переселения народов, возможно, сами еще не очень это понимая. Увеличивающийся поток мигрантов порождает социокультурные, правовые, экономические, психологические и многие другие проблемы. Пока еще эта проблематика решается у нас достаточно эффективно с помощью тех механизмов и средств, которые были наработаны в рамках исторического опыта, но, если объем миграции будет расти, а он, скорее всего, будет расти, старыми методами мы не обойдемся. Нужны новые механизмы адаптации, интеграции этих людей в наше общество, чтобы они не раскачивали, а укрепляли его. Хорошо, что уже сегодня мы понимаем, что эта проблема, которая пока звучит латентно, в итоге будет определять судьбу страны», – отметил проректор по социально–гуманитарному направлению СГАУ Виктор Кузнецов, приветствуя участников заседания в стенах университета.
«В Самарской области проживают представители 157 национальностей. В области зарегистрировано 130 национальных общественных объединений, в том числе 54 национально-культурных автономии. В регионе представлены практически все конфессии, зарегистрировано около 600 религиозных организаций», – озвучила цифры официальной статистики руководитель управления национальной и конфессиональной политики департамента мониторинга общественного мнения Администрации Губернатора Самарской области Надежда Осипова.
Понятно, что для такого многонационального и многоконфессионального региона вопросы сохранения межнационального мира и гражданского согласия, профилактики конфликтов, противодействия экстремизму имеют первостепенное значение. И за многовековую историю регионом накоплен огромный опыт мирного сосуществования разных народов и культур.
Сегодня в губернии реализуется государственная программа Самарской области «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Самарской области (2014-2020 годы)» с ежегодным финансированием в объеме 24 млн. рублей; в рамках реализации государственной программы Самарской области «Развитие культуры в Самарской области на период до 2020 года» национальным общественным организациям ежегодно предоставляются субсидии в объеме 2,5 млн. рублей, – рассказала Надежда Осипова.
10 ноября 2014 г. принят Закон Самарской области № 104-ГД «О памятных датах Самарской области», в соответствии с которым учрежден День народов и национальных культур Самарского края, который проводится ежегодно 12 сентября. 7 декабря 2015 г. в регионе учрежден Почетный знак Губернатора Самарской области «За вклад в укрепление дружбы народов». В губернии создано шесть координационных советов с участием представителей национальных общественных объединений, представителей традиционных конфессий. С 2014 года действует Региональная общественная организация «Союз народов Самарской области», призванная консолидировать усилия национальных общественных объединений области в деле сохранения мира и гражданского согласия.
Не секрет, что с увеличением численности мигрантских сообществ меняется их состав и структура. За последние годы «буквально расплодились» многочисленные национальные общественные организации, – отмечает член Общественной палаты Самарской области, председатель Правления Самарской областной общественной организации «Лига азербайджанцев Самарской области» Ширван Керимов. Интересы новых общественных организаций далеко не всегда совпадают с интересами ранее созданных и динамично развивающихся. Учитывая пробелы в российском законодательстве, регулирующем деятельность национальных общественных организаций, к руководству во вновь созданных организациях приходят люди с сомнительной репутацией, которые прикрывают свой полулегальный бизнес «бурной» общественной деятельностью.
В 2014 году Самарская область вступила в государственную программу оказания содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом. Программа, которая дает возможность в течение трех месяцев получить гражданство РФ, очень востребована: за 2014-2015 годы принято более 3,4 тыс. заявлений об участии в ней (на 8,5 тыс. человек, учитывая членов семьи). На сегодняшний день фактически переселились и на учет в УФМС России по Самарской области поставлено 2,1 тыс. участников программы и членов их семей. Таким образом, контрольные показатели программы превышены в несколько раз. Что особенно важно: по образовательному уровню большая часть участников программы имеют высшее образование – 52,6%, а 41,3% имеют среднее профессиональное образование.
Одно из важных направлений реализации государственной национальной политики – поддержка этнокомпонентов в образовательном процессе: и сегодня в 52 школах губернии ведется изучение родных языков народов, издревле проживающих на территории региона. С 2001 года в области работает государственное учреждение «Дом дружбы народов», на базе которого национальным общественным организациям оказывается организационная, информационная, методическая поддержка, более чем 40 общественным объединениям безвозмездно предоставляются помещения. Только в 2015 году на площадке ГКУ СО «Дом дружбы народов» проведено более 900 бесплатных юридических консультация для мигрантов и лиц без гражданства.
По данным, озвученным заместителем начальника Управления Федеральной миграционной службы по Самарской области Денисом Акимовым, количество иностранных граждан, постоянно находящихся на территории региона, составляет порядка 100 тыс. человек. В 61,7% случаев официальная цель въезда иностранных граждан – работа по найму. Иными словами, миграция в области в основном носит трудовой характер.
«Миграционная политика, реализуемая в регионе, направлена на восполнение трудовых ресурсов, в том числе за счет привлечения и использования иностранных работников, а также повышение эффективности применения иностранной рабочей силы. Самарская область занимает шестое место среди регионов России по количеству выданных патентов трудовым мигрантам, – подтверждает и врио заместителя министра – руководителя департамента занятости, миграционной политики и социальных выплат Самарской области Ольга Поставная. – Самарская область на протяжении последних лет является миграционно привлекательным регионом, как для внутренних, так и внешних мигрантов: с 2010 года миграционный прирост составляет около 28 тыс. человек». При этом в министерстве подчеркивают, что иностранные работники заполняют вакансии, невостребованные жителями области, а вклад иностранной рабочей силы в доходную часть бюджета региона достаточно высок: так, сумма выплат от трудовых мигрантов, работающих на основании патента, в 2015 году составила 628, 394 млн. рублей.
Один из основный проблемных вопросов в сфере трудовой миграции: в регионе до сих пор не определена уполномоченная организация, участвующая в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов. Дело в том, что до 1 января 2016 г. УФМС могла принимать документы от иностранных граждан лично, либо от работодателей; теперь же документы иностранец может подать только лично, либо через уполномоченную организацию. Отсутствие такой организации привело к существенному увеличению потока обращающихся в миграционную службу, инспектора которой сегодня просто физически не успевают обрабатывать документы.
Принимая во внимание важность поднятого вопроса, члены профильных комиссий областной Общественной палаты приняли решение по итогам заседания обратиться с письмом к Губернатору Самарской области с просьбой ускорить принятие решения об определении соответствующей уполномоченной организации. Одновременно были достигнуты договоренности с министерством труда, занятости и миграционной политики Самарской области о том, что члены Общественной палаты войдут в состав комиссии, которая будет осуществлять выбор уполномоченной организации.
Дополнительной проработки, по мнению общественников, требует и вопрос о том, стоит ли указывать в патентах конкретные профессии или хотя бы направления работы. Ведь если ранее регион при приеме иностранных рабочих на своей территории мог регулировать количество работников той или иной специальности (посредством квоты), то сегодня патент – это документ без указания профессии работника его получающего.
«Безусловно, трудовые мигранты области нужны. Но у страны и у нашего региона есть свои параметры возможностей относительно того, какое количество мигрантов мы можем принять, создав для них условия. Те субъекты, которые принимают трудовых мигрантов, должны позаботиться о том, чтобы и проконсультировать прибывших, и разместить их. Проблема возникает в отношении тех, кто едет по собственной инициативе за пределами квот; и здесь большой вопрос: а нужно ли поощрять такого рода движение миграции? Тем более, мы не можем знать, приедет ли добросовестный работник, или экстремист. Нужно учитывать это и через установленный порядок упреждать возможные проблемы. Нужно проводить работу с иностранными гражданами, чтобы они изначально не ехали, не имея здесь заранее будущей базы пребывания, в том числе регистрации. И это задача, в том числе, национальных общественных организаций, общин», – считает председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам законности, правам человека, взаимодействию с судебными, силовыми органами и ОНК. профессор Виктор Полянский.
Вместе с тем, участники заседания согласились с предложением представителей присутствовавших на заседании национальных организаций о необходимости увеличения консультационных пунктов для мигрантов. В частности, по мнению Ширвана Керимова, такие пункты можно дополнительно оборудовать на основных вокзалах Самары.
«В 2015 году выявлено 42 тыс. административных правонарушений в сфере миграционного законодательства, только с юридических лиц было зачислено в федеральный бюджет около 100 млн. рублей в виде штрафов», – отметил Денис Акимов. «По итогам работы в 2015 году органами Прокуратуры выявлено более 1,2 тыс. нарушений закона в сфере миграционного законодательства, на которые отреагировали внесением 150 представлений об устранении нарушений закона, при рассмотрении которых к дисциплинарной ответственности привлечено 130 должностных лиц; по представлению прокуроров к административной ответственности привлечено 40 человек, привнесено 142 протеста, в порядке ст. 37 УПК РФ в органы предварительного расследования направлен 71 материал, по результатам рассмотрения которых возбуждено 69 уголовных дел. За три месяца 2016 года органами Прокуратуры выявлено более 300 нарушений закона», – рассказал, в свою очередь, прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Прокуратуры Самарской области Александр Артемьев.
«Важный фактор незаконной миграции – личная заинтересованность работодателей в дешевой рабочей силе», – уверена к.ю.н., доцент кафедры уголовного права и криминологии СГАУ Анна Денисова. Сегодня в России трудится от 3,5 до 5 млн. нелегальных мигрантов, – и это только цифры, которые вынуждены признать на официальном уровне. Учитывая то, что незаконная миграция не только увеличивает напряжение в сфере межэтнических отношений, но сопровождается ростом криминализации всех сфер жизни общества, существует насущная потребность усиления уголовно-правовой борьбы с незаконной миграцией.
Незаконная миграции ведет и к увеличению количества преступлений в отношении самих мигрантов.
«По данным МВД РФ, на территории России действуют более 150 радикальных неофашистских группировок, члены которых воплощают свою идеологию на практике путем криминального насилия. Наибольшую опасность представляют группировки несовершеннолетних: по данным официальной статистики, это 302 неформальных молодежных объединения экстремистской направленности, численность которых превышает 10 тыс. человек; но эксперты называют цифры в три раза больше. К счастью, в Самарской области статистика более благополучная. Но и на территории региона ежегодно регистрируется порядка 10-15 преступлений экстремистской направленности. Поэтому проблема представляется очень серьезной, – подчеркнула к.ю.н., доцент кафедры уголовного права и криминологии СГАУ Ольга Адоевская. – Но Уголовный кодекс – не панацея от всех бед. Это последний рычаг, с помощью репрессий проблему не решить. В первую очередь, необходимо улучшать социально-экономические условия, сокращать разрыв между богатым меньшинством и бедным большинством, расширять доступ к профессиональному образованию. Необходимо вести просветительскую работу, воспитывать толерантность «к другим».
«Межкультурное взаимодействие между мигрантами и коренным населением – вопрос не просто насущный. Он характеризует собой устойчивость и жизнеспособность любого государства. Но мировая практика показывает, – и Россия здесь не исключение, – что такая несомненно прогрессивная форма сосуществования различных этносов и культур работает не всегда. Причина – как неготовность мигрантов принять новые условия существования в сложившемся культурном сообществе, так и национальное, этническое высокомерие коренных жителей», – обратила внимание на проблему к.ю.н., доцент кафедры государственного и административного права СГАУ Екатерина Стаханова, подчеркнув актуальность и необходимость принятия мер в части межкультурного взаимодействия на фоне миграционных процессов в России.
«70% жителей области в прошлом году положительно оценили состояние межнациональных отношений в регионе. В то же время 30% опрошенных, в первую очередь молодежь, признались в наличии у них ксенофобских чувств по отношению к представителям некоторых этносов и религий. Молодежь восприимчива к радикальным идеям, немалую роль в этом в последние годы играет сеть Интернет. В вузах области наблюдается межэтническая напряженность среди этнических групп, костяк которых составляют уроженцы республик Северного Кавказа и Закавказья, периодически между представителями этих групп происходят конфликты на бытовой почве, которые при несвоевременном урегулировании могут привести к обострению ситуации в студенческой среде. Конфликтные ситуации на местах также возникают, как правило, из-за ресурсов: пастбищ, земельных участков, доступа к воде, из-за нерешенных бытовых проблем, экономической конкуренции. Бытовой конфликт, который своевременно не разрешается местными властями, способен приобрести национальную окраску, спровоцировать напряженность и массовые беспорядки», – отметила, между тем, Надежда Осипова.
В муниципальных образованиях области сегодня работают межведомственные рабочие группы по мониторингу миграционной ситуации и разработке мер по бесконфликтному взаимодействию мигрантов и принимающего сообщества. В состав рабочих групп вошли представители администраций муниципалитетов, территориальных пунктов УФМС по Самарской области, сотрудники правоохранительных органов, центров занятости, а в ряде муниципальных образований также и представители национально-культурных организаций и религиозных конфессий. «По нашему мнению, в состав этих межведомственных рабочих групп необходимо включить представителей муниципальных общественных палат и советов. Мы обратимся к главам муниципальных образований области с соответствующей рекомендацией», – заверила председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Галина Гусарова.
«Внешне кажется, что Самарская область – достаточно благополучный и спокойный регион с точки зрения состояния межнациональных и межконфессиональных отношений. Но это лишь внешнее впечатление, а статистические данные показывают, что наша область может быть опасной с точки зрения будущих конфликтов. Работа в области проводится большая, разработаны хорошие, емкие госпрограммы, но они не всегда, к сожалению, реализуются в том, объеме, который необходим в настоящее время. Поэтому на первый план выступает контроль, в том числе общественный, за реализацией государственных программ, направленных на гармонизацию межнациональных отношений», – подчеркнул Виктор Полянский.
Все прозвучавшие в рамках состоявшегося обсуждения предложения будут в ближайшее время систематизированы и оформлены в виде рекомендаций органам, уполномоченным принимать соответствующие решения.
Общественная палата Самарской области




Возврат к списку