Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность»

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

«Вспомним их поименно. Герои земли Самарской». Три героя из села Подгоры. Михаил Шамин. Часть IV.

«Вспомним их поименно. Герои земли Самарской». Три героя из села Подгоры. Михаил Шамин. Часть IV. 20.05.2025

Самым младшим из трех героев был Михаил Кузьмич Шамин. Он ушел на фронт в 1942 году, как только ему исполнилось 18 лет, и попал на 1-й Белорусский фронт. В то время советские войска вели ожесточенные бои с фашистами за город Елец, и сразу по прибытии пехотная часть Михаила Шамина была брошена в бой. Именно там он, необстрелянный мальчишка, принял свое боевое крещение и увидел настоящее лицо войны.

Как вспоминал потом Михаил Кузьмич, этот бой был сущим адом: земля буквально горела под ногами и гудела от взрывов, вокруг свистели пули, летели осколки, но надо было идти вперед!..

Так всю войну он и прошел в роте автоматчиков, и каждый бой был как последний. Орловско-Курская дуга, затем переправа через Днепр в районе городов Жлобин и Рогачев – именно за эту операцию его наградили первым орденом Славы 3-й степени, который он повесил рядом с медалью за отвагу, полученную им за освобождение Ельца. А в июле 1943-го, перед самым началом Курской битвы, рядовой Шамин попросился в полковую разведку, где и прослужил до самого конца войны.

Лидия Павлушкина, дочь М.К. Шамина, вспоминает:

«Папа часто рассказывал про войну, но, когда начинал говорить и вспоминать, что было, – всегда плакал. Я помню, он рассказывал, как они «языка» днем добывали. Ночью нельзя было – немцы вели артобстрел, а днем они отсыпались, поэтому можно было рискнуть. Когда папа с другом зашли в блиндаж, немцы повскакивали и все, как один, в ночной одежде, – не поймешь, кто из них командир. Но выяснять времени не было, и они с товарищем кого-то там скрутили, и папа запрокинул его себе на плечо, а у этого немца в рукаве был нож, и он воткнул папе в спину! Ранение было очень серьезное, но немца они все-таки доставили в штаб».

В общей сложности за годы войны Михаил Кузьмич Шамин был ранен 5 раз, прошел от города Ельца до самого Берлина и лично добыл 7 «языков», за что и получил свой второй Орден Славы. А третий орден, уже 1-й степени, он получил в Берлине за то, что из фауст-патрона, захваченного на немецком складе, подбил 2 немецких танка и 2 самоходки!

По возвращении домой он женился на девушке из соседнего села Выползово, от которой во время войны получил посылку, адресованную просто «советскому солдату». Посмотрев на обратный адрес, он понял - это судьба, и решил после войны обязательно разыскать эту девушку. Их свадьба состоялась уже через две недели после его возвращения домой. Вместе с любимой женой Татьяной он прожил всю оставшуюся жизнь – до 2002 года, став за это время отцом трех дочерей и сына, а также дедушкой 8-ми внуков.

Как рассказывает дочь М.К. Шамина Лидия Павлушкина:

«Папа был очень ласковый, добрый и спокойный. Он никогда нас не наказывал и очень нас, детей, любил. Мою старшую сестру Аннушку он все время ласково звал Нюсенькой, другую сестру – Тасюрка, а меня – Лидушка. Ну а брата звал Минькой».

Лидия Михайловна – младшая дочь Михаила Кузьмича Шамина, и так получилось, что именно она стала главной хранительницей отчего дома и воспоминаний об отце. Она бережно хранит все документы, связанные с ним, а также газеты прошлых лет, где история ее отца и двух других кавалеров Ордена Славы описана в мельчайших подробностях.

Что касается послевоенной жизни Михаила Кузьмича, то здесь он тоже не искал легких путей и выбрал одну из самых сложных на селе профессий: стал скотником, позже работал сторожем на турбазе. Но всю его жизнь воспоминания о войне были для него особой темой разговора, которой он делился нечасто и только с самыми близкими людьми.

Михаил Кузьмич Шамин, полный кавалер Ордена Славы, ветеран Великой Отечественной войны (из материалов архива Куйбышевской кинохроники 1970 года):

«Мы четверо суток пробивались к Берлину и, когда подошли, спрашиваем: «А где же здесь Рейхстаг?» А мы шли не прямо на Рейхстаг, а правее, то есть чуть севернее. А нам отвечают: «Вы туда не проедете. Везде камни. Все завалено!» Мы, конечно, попытались проехать, но не смогли – все улицы были завалены разбомбленными зданиями. А когда уже полностью его взяли, то поняли: Берлин – очень большой город. Конечно, очень хотелось его объехать и посмотреть, но надо было идти дальше – война еще не кончилась. Она длилась четыре года, а показалось, что все 40 лет».

При подготовке материала использованы фото автора, семьи Шаминых и из архива администрации муниципального района Волжский Самарской области.

Источник: https://samara.er.ru/activity/news/parad-pamyati-2020-tri-geroya-iz-sela-podgory




Возврат к списку