
В строительной отрасли он человек-легенда. Под его руководством в Куйбышеве была построена первая девятиэтажка. В конце 80-х он основал первый в регионе строительный кооператив, на счету которого — теперь это группа компаний «Прогресс В» — тысячи построенных и отремонтированных жилых домов, школ, больниц. 3аслуженный строитель России, Вазых Гатович Мухаметшин войдет в историю Самары и как строитель крупнейшей в Европе и первой в Самаре Соборной мечети.
- Профессию я выбрал, можно сказать, случайно. И в то же время не случайно. Когда окончил 7-летнюю школу, надо было решать, куда идти дальше. Продолжать учебу в школе не было возможности: мама растила нас с братом одна, папа умер, когда я был совсем маленьким. Материально было тяжело, а жили мы тогда на улице Осипенко в районе завода Кинап, в частных домах. И вот мама мне говорит: «Вазых, съезди в город — напротив филармонии есть какой-то техникум, узнай. От нас недалеко, трамвай ходит». Я съездил. Оказалось, это строительный техникум. Подумал: а почему бы и нет, и подал документы.
- Поступили без проблем?
- Без проблем! Я, знаете, честолюбив, если чего захочу — обязательно добиваюсь. И даже представить не мог, как это — поступить или не поступить. Готовился к экзаменам усердно: сидел в саду под яблоней, расстелив коврик, и штудировал все школьные предметы для экзаменов. Помню, в задачнике по математике было ровно тысяча сто задач — и все их я основательно прорешал. И поступил. Учиться было непросто. Но еще интереснее было на практике.
При Хрущеве было принято решение, чтобы студенты учились и одновременно работали на стройках. Так я попал в строительный трест № 11, плотником. А позже, когда стали строить первые панельные дома, меня пригласили туда. Работа была в три смены. И вот зимой, в валенках, в ватных штанах, фуфайке, шапке-ушанке работаю в третью смену, ночью, в темноте. Вдалеке — жилые дома. И я вижу, как постепенно в окнах гаснут огни: люди ложатся спать. Город спит, а мы продолжаем работать. До сих пор помню то необыкновенное чувство радости, смешанное с гордостью. Мы же первые в городе стали строить панельные пятиэтажные дома!
- Как вы успевали работать и учиться?
- В том-то и дело, что не успевал. Когда решил поступать на вечернее отделение строительного института, со стройки пришлось уйти, потому что работа была в три смены. Пришёл в трест «Куйбышевремстрой», позднее переименованный в «Куйбышевгоргражданстрой» и начался новый этап моей жизни. В 11-м тресте я познакомился с Константином Марковичем Ушамирским, Виталием Алексеевичем Симоновым — известными в ту пору строителями, которые стали, без преувеличения, моими учителями. Сейчас они оба заслуженные строители РФ, Почетные граждане города Самары, мои добрые друзья. Вообще, многие помогали, у многих учился, набирался опыта. Было у кого поучиться.
- А как стали руководителем?
- Само собой сложилось. В «Куйбышевгоргражданстрое» работал 23 года.
Был мастером, прорабом, начальником участка, главным инженером, начальником строительного управления. Причём начальником участка стал совсем молодым, в 22 года. А в 25 лет стал начальником ремонтно-строительного управления и уже 700 человек было в моём подчинении. В то время я был самым молодым начальником РСУ в области. А спустя ещё 23 года, в 1988 году, когда началась перестройка, я создал кооператив «Прогресс». И, как видите, по сей день в нём работаю. Только теперь это уже не кооператив, а группа компаний «Прогресс-В», в которую входят 32 организации, и нам в этом году исполняется 32 года.
- А есть ли у вас самого ученики?
- Безусловно, есть! Учил собственным примером — как надо работать, как относиться к людям. У меня три критерия оценки специалистов: трудолюбие, порядочность и профессионализм. Если одного звена в этой цепочке нет — пиши пропало. Однажды пришёл ко мне молодой человек, устроился каменщиком, потом стал прорабом, а теперь руководит строительной организацией. На каком-то моём юбилее он признался: считаю вас своим учителем по жизни. Конечно, такие слова слышать приятно. Думаю, таких людей немало, всё-таки в моей фирме в разные времена работало до 2500 человек, а в тресте — и того больше. Так что всегда, во все времена про мою фирму говорили: у Мухаметшина самые лучшие кадры. И я этим горжусь.
- Вы считали, сколько зданий построили за 60 лет работы?
- Много! И строил, и ремонтировал, и реставрировал. Моя фирма построила и отремонтировала более 1,5 млн. квадратных метров жилья, 200 тысяч офисных помещений, включая такой значимый объект, как Самарская Соборная мечеть. Мы отремонтировали десятки школ, больниц, первыми стали строить жилье для чернобыльцев и ветеранов войны. Даже когда с внуком гуляю по улице, невольно отмечаю – этот дом мы ремонтировали, этот строили… Память такая вещь – годы идут, а ты помнишь старые объекты до мелочей.
Реконструкцией и реставрацией зданий мы занимались ещё в советские времена. Только наш трест, кстати, этим и занимался, больше никто. Улицы Куйбышева, Ленинградская, Фрунзе, Льва Толстого, Чапаевская, весь центр — старинные дома. По мере сил мы их восстанавливали, несмотря на то, что с деньгами было туго. В те годы в Самаре часто объявляли праздники улиц — например, праздник улицы Фрунзе. Обком давал команду, и мы всю улицу Фрунзе, от начала до конца, ремонтировали. А когда построили мемориал Ленина — нынешний музей П. Алабина — нам поручили заняться жилыми домами во всей округе. Расселяли квартиры и приступали к реставрации. Это сейчас все дома вокруг Алабинского музея как игрушечки — красивые, нарядные. А тогда это были обычные жилые дома…
Конечно, я горжусь, что создал и поставил на ноги свою группу компаний. Знаю, что люди, которые у меня работают, гордятся, что работают именно тут. Строительство я считаю самой главной, ключевой сферой экономики. Когда начинается строительство, находится работа для всех. Даже Адам и Ева, я думаю, начали жизнь на Земле со стройки – какой-то шалашик или пещерку себе оборудовали. Почему бы и нам этим не заниматься?!
Светлана ЗАГЮЗДИНА, Алевтина ЛУКЬЯНОВА. (По материалам журнала «Первый»)