Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность»

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

Жил в Тольятти славный Кавалер. Насыбуллин Хамидулла Натфуллович. Часть IV.

Жил в Тольятти славный Кавалер. Насыбуллин Хамидулла Натфуллович. Часть IV. 19.03.2025

Волну внимания, которая пришла к нему в 80-е годы, он перенёс спокойно, выдержав испытание «медными трубами». Своими «кавалерскими» возможностями старался не пользоваться и поэтому всегда терпеливо стоял в очередях, ничего для себя и близких не просил, отказался от предложенной дачи. Зато мог сделать во дворе скамейку с лавками, купить 10 ящиков винограда и угощать им всех соседей, посадить у дома дерево, подкармливать окрестных собак.

С женой, тоже начавшей ставропольский период трудовой деятельности с треста КГС, а потом работавшей в других организациях города уборщицей и награждённой двумя медалями, они вырастили дочерей Минигель, Минзаду и сына Рафика. Основные воспитательные функции были на Регине, внедрившей в быт семьи общение на родном татарском языке.

Отец воспитывал детей личным примером: молчаливостью и скромностью, ежегодными поездками в Алькеевский район на сабантуй, увлечённостью чтением исторических книг (что повлияло на выбор профессии Минзадой – профессиональный библиотечный работник), нежеланием ругаться, кричать и распускать руки (хотя автоматчик, не раз смотревший смерти в лицо и уничтоживший большое количество гитлеровцев, этим арсеналом, думается, владел).

Однажды Минзада украсила коридор квартиры такой надписью: «Ура! Я окончила 4-й класс!». За это ей досталось от матери, а отец ничего не сказал. Возможно, вспомнил Рейхстаг…

Влиял он на детей и другими своими интересами. Так, любил Хамидулла Натфуллович ходить на спидвей и болеть за тольяттинскую команду на стадионе «Строитель», смотреть телерепортажи футбольных и хоккейных матчей (чем увлёк и сына Рафика), играть в шахматы и карты, причём часто сам с собою.

Находил он время и возможность, чтобы навестить родственников в Узбекистане, переехавших туда из Среднего Алькеево в голодные годы. Встречался там и с троюродным племянником Маратом Кабаевым – игроком футбольной команды «Пахтакор» (Ташкент), будущим отцом Алины Кабаевой – олимпийской чемпионки по художественной гимнастике.

Когда работа позвала дочек в другие города, Хамидулла Натфуллович ежемесячно писал им письма своим красивым почерком, из-за которого его в армии не раз просили подменить писаря.

Под фронтовые сто грамм, принимаемые в мирное время, ветеран любил петь песни, преимущественно татарские, но в 70-годы тягу к «граммам» преодолел. По воскресеньям он часто ходил в гости к однополчанину В.И. Пименову, чтобы попить чайку, по душам поговорить, вспомнить пережитое.

Впрочем, война и сама напоминала о себе. Пять ранений и несколько контузий, а также обмороженные в окопах ноги давали о себе знать. Два раза в год ветеран ездил в санатории Кисловодска и Нафталана, чтобы подлечить сердце и притормозить тромбофлебит (он называл его окопной болезнью). Но со временем пришлось ходить с палочкой, а в конце 1983 года вытерпеть ампутацию обеих ног с интервалом в две недели.

Терпеть и оставаться оптимистом Хамидулла Натфуллович умел – он никому не сказал про вышедший однажды из ноги осколок, чем поразил врачей и родных. И после ампутации Насыбуллин строил планы на будущее с учётом нового физического состояния. Своим оптимизмом он привлекал к себе людей – к «дяде Саше» постоянно приходили больные из соседних палат. Но организм этих перемен не выдержал, и 2 января 1984 года Хамидуллы Натфулловича не стало.

Похоронили его на мусульманском кладбище в с. Татарские Выселки Ставропольского района с отданием воинских почестей. Одним славным Кавалером стало меньше…

Печатается по материалам: https://vk.com/wall-194870552_227 vk.com/wall471163719_31 vk.com/wall471163719_32 vk.com/wall471163719_33 vk.com/wall471163719_34 vk.com/wall471163719_38




Возврат к списку