Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность».

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

Самарская
область - часть
большой России

Многонациональная
Самарская земля

Сказки народов
Самарской области

Эстонцы

Самоназвание - ээстласед (с середины XIX века, до этого чаще — маарахвас, буквально — «народ своей земли»), основное население Эстонии (925 тыс. человек). Живут также в России - 17875 человек (в Самарской области – 250 человек) и других странах. Общая численность - 1,1 млн. человек.

Говорят на эстонском языке прибалтийско-финской подгруппы финно-угорской группы уральской семьи, имеется несколько диалектов. Литературный язык на основе северного диалекта, письменность (с XVI века) на основе латинской графики.

Верующие — в основном лютеране. Есть православные, в основном из субэтнической группы сету на юго-Востоке Эстонии и в Печорском районе Псковской области.

Эстонцы сформировались в Восточной Прибалтике на основе смешения древнего аборигенного населения и пришедших с востока в 3-м тысячелетии до нашей эры финно-угорских племён. Позднее они вобрали восточно-финно-угорские, балтские, германские и славянские элементы. С начала XIII века началась экспансия Ливонского ордена на Юг и датчан на Север Эстонии. К 1227 году территория Эстонии была включена в земли Ливонского ордена, в 1238—1346 годах северная часть Эстонии принадлежала Дании. Эстонцы были обращены в католичество. В результате Ливонской войны 1558—83 годов территория Эстонии была поделена между Речью Посполитой (южная часть), Швецией (северная часть) и Данией (остров Сааремаа). К середине XVII века Эстония отошла к Швеции. Реформация 1521 года, распространение богослужения и книгопечатания, с конца XVII века — школьного обучения на эстонском языке способствовали формированию эстонской национальной культуры. В 1632 году в Дерпте создаётся университет с обучением на латинском и шведском, позже — на немецком языке (современный Тартуский университет).

В ходе Северной войны 1700—21 годов Эстония вошла в состав России. В XIX веке из-за аграрных реформ и развития капитализма усиливается переселенческое движение эстонского крестьянства во внутренние области России и города. Возросла численность эстонцев в городском населении. В 1991 году была провозглашена Эстонская Республика.

Главным занятиями эстонцев были пашенное земледелие (рожь, ячмень, лён, бобовые), животноводство (молочный скот, свиньи, овцы). Со второй половины XIX века распространяются товарное производство льна, картофеля, молочное животноводство, рыболовство. Развивается промышленность, главным образом текстильная и машиностроение.

Традиционная культура западной и северной Эстонии испытала скандинавское и финское влияние, южная и восточная — балтское и восточно-славянское.

Древнейшие сельские поселения — деревни кучевой и рядовой планировки, на юге — также однодворные и разбросанные поселения. Основное традиционное жилище — жилая рига (рехетуба) — срубная трёхкамерная постройка с высокой соломенной крышей; центральное жилое помещение, отапливаемое по-чёрному (рига), использовалось также для просушки снопов; примыкающие помещения — холодная кладовая-камора и гумно. Другие постройки усадьбы — клеть (айт), хлев (лаут), летняя кухня (кода), баня (саун). В конце XIX века иногда жильё строят отдельно, оставляя за ригой только хозяйственное назначение. В XX веке распространяются дома типа коттеджей.

Традиционная женская одежда середины XIX века — рубаха туникообразного покроя, полосатая юбка, тканый пояс, верхняя суконная короткая кофта в талию или безрукавка . На севере распространена короткая блуза с пышными рукавами. Замужние женщины носили передник, полотенчатый головной убор, позднее — полотняный чепец, на севере и западе — убор типа кокошника. Головной убор девушек — венец на твёрдой основе или лента. Характерно льняное или шерстяное покрывало. Праздничная одежда украшалась серебряными фибулами — коническими и плоскими, цепочками с монетами и бусами; особенно обильны нагрудные украшения сету. Женскую одежду сету отличали русские элементы: рубаха-долгорукавка (позднее — так называемого новгородского типа с широкими рукавами) и глухой косоклинный сарафан. Головной убор — полотенчатый линик, девушки носили венец русского типа (ваник).

Мужская одежда — туникообразная рубаха с прямым разрезом ворота, штаны — длинные или до колен, жилет, куртка, войлочная шляпа. У сету была распространена русская косоворотка. Верхняя мужская и женская одежда — кафтан, зимой шуба. Обувь — кожаные постолы, по праздникам — туфли у женщин, высокие сапоги у мужчин. Были распространены вязаные цветные варежки, чулки, носки.

Основная традиционная пища — ржаной хлеб (лейб), каши (главным образом ячменные), похлёбки, овощи (брюква, репа, капуста, с XIX века — картофель), рыба, простокваша, мясо (солёная и копчёная свинина, баранина, говядина), напитки — квас, пиво (ылу). К праздникам выпекали чистый ржаной или пшеничный хлеб, готовили колбасы (на юге — кровяные, на севере — «белые», с начинкой из крупы), студень. Для юга характерен творожный сыр.

Фольклор включает рунические песни, на основе которых составлен национальный эпос «Калевипоэг» (1857—61), песни, сказки. Старинные музыкальные инструменты — каннеле (типа гуслей), деревянные трубы, козьи рожки, свирели, волынки; в XVIII веке распространяется скрипка, в XIX веке образуются духовые оркестры, развивается хоровое искусство. В 1869 проводится первый всеэстонский певческий праздник. Сохраняются некоторые народные обычаи, например празднование Иванова дня с зажиганием костров, песнями, качанием на качелях. Развито прикладное искусство (узорное ткачество, вышивка и вязание, плетение кружев, обработка кожи, серебра, на западе — резьба и выжигание по дереву и др.).


Детям Народы Эстонцы

Возврат к списку