Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность».

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

Самарская
область - часть
большой России

Многонациональная
Самарская земля

Сказки народов
Самарской области

Грузины

Самоназвание - картвели, основное население Грузии (3,7 млн. человек). В России проживает около 158 тысяч человек, в том числе в Самарской области - 2 648 человек. Живут также в Азербайджане, на Украине, в Казахстане, на севере Турции и в Иране. Общая численность более 4 млн.. человек.

Язык — грузинский картвельской группы кавказской семьи. Представлен 17 диалектами, соответствующими субэтническим группам грузин. Субэтнические группы грузин мегрелы и сваны (расселены в Западной Грузии) говорят на мегрельском и сванском языках, на лазском — лазы (живут в основном в Турции).

Грузинская письменность появилась в первой четверти V века. Древнейшая из грузинских азбук, обнаруженная в Верхней Сванетии на западной стене Ацской церкви Архангелов, содержит 37 букв и датируется XI веком.

Традиционной религией большинства грузин является православное христианство. Появление христианских общин в пределах нынешней Грузии уже отмечено в III веке, о чём говорят найденные христианских культовых сооружений, датируемые этим временем. Временем же принятие Картли (Восточная Грузия) христианства в качестве официальной религией разными специалистами считаются различные даты — с 276 по 355 г. Часть жителей Грузии (аджарцы, группы месхов и ингилойцев) — мусульмане-сунниты; имеются небольшие группы грузин-католиков.

Грузины — древний народ Закавказья. Ядро грузинского народа складывалось из трёх крупных близкородственных племенных объединений: картов, мегрело-чанов, сванов, занимавших в древности обширную территорию между Большим Кавказом на севере, Малым Кавказом — на юго-востоке и бассейном реки Чорох на юго-западе. В VI веке до нашей эры в Восточном и Юго-Восточном Причерноморье образовалось Колхидское царство, известное по греческим мифам о золотом руне. Происходил процесс формирования грузинского этноса, развивалась самобытная культура.

Важным историческим этапом в этом процессе было принятие грузинами христианства: в IV веке в Картлийском царстве, в VI веке в Западной Грузии, где к этому времени образовалось Лазское (Эгрисское) царство. Образование на рубеже X—XI веков централизованного государства, достигшего апогея своего развития в XII — начале XIII веках, в основном завершило процесс формирования грузинского этноса, способствовало росту экономики и культуры, развитию городов, установлению широких культурных связей с Западной Европой, Русью, Востоком. Так в 1185 году царица Тамара вышла замуж за Юрия, младщего сына князя Андрея Боголюбского.

Длительный период децентрализации, наступивший после монголо-татарского нашествия в XIII веке, привёл к ослаблению и распаду единого государства на отдельные царства и княжества. В результате агрессии османской Турции и сефевидского Ирана, земли на юго-западе Грузии были захвачены Турцией. В состоянии тяжёлого политического и социально-экономического застоя Грузия оставалась почти до конца XVIII века.

В 1783 Россия и Восточная Грузия (Картлийско-Кахетинское царство) заключили «Дружественный договор» (Георгиевский трактат), предусматривавший протекторат России над Грузией. В 1801 Грузинское царство было ликвидировано. Восточная Грузия вошла в состав Российской империи (к 1811 и Западная Грузия). Отмена в Грузии крепостного права (1864—71) способствовала росту национального самосознания грузин, укреплению их этнического единства, изменению социальной структуры, развитию профессиональной культуры.

Миграции грузин на территории России известны с раннего средневековья. Крупные грузинские колонии существовали с XVII века в Москве и Астрахани, с XVIII века — в Петербурге.

В Грузии издавна сложился комплексный хозяйственно-культурный тип, сочетавший пашенное земледелие и скотоводство. В горах ведущим было скотоводство, в предгорьях оно сочеталось с развитым земледелием, которое на равнине было главной отраслью хозяйства. Сеяли пшеницу, ячмень, овёс, рожь, рис, чечевицу; просо, гоми (чумиза), кукурузу. С начала XX века в причерноморских районах Грузии широкое распространение получили субтропические культуры: цитрусовые, тунг, благородный лавр. Всё большее хозяйственное значение приобретает культура чая. Элементом традиционной культуры было выращивание винограда и виноделие.

Значительного развития достигли домашняя промышленность и ремёсла: ткачество (изготовление тканей из шерсти, хлопка, шёлка, льна), гончарное дело, обработка металла, дерева, камня, рога, ювелирное искусство, ковроткачество, художественная набойка тканей, изготовление войлочных изделий (войлоков, бурок, головных уборов). Современные грузины заняты в многоотраслевой промышленности, сфере обслуживания, механизированном сельском хозяйстве.

Традиционные поселения Грузии разнообразны. В равнинно-предгорной зоне Восточной Грузии — в основном скученные, реже — разбросанные или вытянутые вдоль дорог, довольно крупные по размерам; в горах — небольшие, скученные, располагавшиеся уступами по склонам гор.

Традиционные типы усадеб различались в отдельных зонах Грузии. В горах все жилые и хозяйственные помещения составляли компактный комплекс и располагались в вертикальном плане. В равнинно-предгорной зоне Восточной Грузии часть хозяйственных помещений, например марани (винохранилище), размещалась рядом с домом, часть — отдельно и даже вне села. В Западной Грузии усадьбы были большие и в них свободно располагались жилые и хозяйственные строения. По зонам прослеживались значительные различия и в типах жилищ. В горах это были каменные дома-крепости (цихе сахли) с оборонительными башнями, каменные жилища в 2—4 этажа (чардахиани сахли, калоиани сахли, кор); одноэтажные каменные дома (квиткири) с плоской земляной крышей.

Важнейшей частью традиционного грузинского жилища был открытый очаг кера, игравший важную роль в культе предков, олицетворявший единство семьи; у очага выполнялись некоторые ритуалы во время свадьбы, примирения кровников. Были распространены также пристенный камин (бухари), специальные печи для выпечки хлеба — тонэ, пурнэ, гумели.

Традиционная одежда грузин разных зон однотипна. Мужской костюм включал рубаху (перанги), штаны (нипхави, шарвали), верхнюю одежду — чоха (подобие черкески) и короткий ахалухи (тип бешмета), надевавшийся под чоху, пояс (шерстяной, шёлковый, кожаный). Зимой носили тулуп (ткави), бурку (набади). Головным убором служили войлочные шапки (набдис куди), меховые папахи, башлыки (кабалахи); у имеретин был известен оригинальный головной убор папанаки. На ноги надевали вязаные носки (циндеби), вязаные или кожаные ноговицы (пачичеби), каламани — самодельную обувь из сыромятной кожи в виде лаптей, в горах носили вязаные сапоги (читеби); социальная верхушка — кожаные сапожки на каблуке.

Женский костюм состоял из рубахи (перанги), длинных штанов (шеидиши), длинного платья (картули каба — «грузинское платье») с нагрудной вставкой (гулиспири), платье подпоясывали длинным матерчатым поясом (сарткели), концы которого спускались почти до подола. Поверх платья состоятельные грузинки надевали катиби — распашную бархатную одежду на меху. Головной убор состоял из вуали (лечаки), картонного ободка, обшитого бархатом (чихта), тонкого валика, обшитого шёлком, и головной повязки (тавсакрави), обычно из бархата. Выходя на улицу, грузинки обязательно накидывали платок (багдади). На ногах носили башмаки на каблуках без задников (коши), мягкую обувь из сафьяна без каблуков (типа тапочек — плости), сафьяновые полусапожки (цуга), каламани.

Несмотря на общие черты, в одежде грузин отдельных историко-культурных областей имелись различия.

Основу традиционного питания грузин составляли молочные и растительные продукты, хлеб. Это сыр (сулугуни, имеретинский, тушинский) домашнего приготовления из овечьего, коровьего молока, мацони (род кислого молока), масло, творог, сливки, разнообразные овощи и фрукты (зимой сушёные), фасоль, бобы, зелень, в том числе дикорастущая. Хлеб — пресный и на закваске (лаваш, пури, шоти) — выпекали из пшеничной (равнинно-предгорная Восточная Грузия), ячменной, ржаной, овсяной (в горных сёлах) муки. Из зерна и муки делали каши, похлёбки. Мясные блюда из баранины, говядины, курицы, индейки были в основном праздничными. В Восточной Грузии — это шашлык, хинкали, бозбаш, чихиртма, плов; в Западной — также сациви (кушанье из индейки или курицы в ореховом соусе). Устойчивы традиции застольного этикета.

В Грузии основной формой семьи была малая семья. Семейные отношения характеризовались строгой патриархальностью. Многие традиции достаточно устойчивы, в том числе обычаи свадебного и похоронно-поминального циклов. В традиционном общественном быту грузин стойко сохранялись обычаи взаимопомощи, гостеприимства, кровной мести, аталычества (в Западной Грузии), побратимства и посестримства.

Красочными обрядами и весельем насыщен праздничный быт грузин. Отмечали Новый год (1 января), Рождество (25 декабря), весной — Пасху. В феврале — марте весёлый праздник Кееноба-берикаоба с ряжеными, осенью — Мцхетоба, Алавердоба и др. В наши дни некоторые традиции праздничного быта сохраняются. По окончании сбора винограда осенью отмечается праздник Ртвели. Появилось много новых праздников, например Тбилисоба, отмечаемый в столице Грузии Тбилиси в конце октября.

Сохраняется традиционный фольклор: исторические предания, баллады, сказки, пословицы, песни — трудовые, обрядовые, героические, лирические, застольные, песни-плачи, народные танцы (лекури, хоруми, гандаган и др.).


Детям Народы Грузины

Возврат к списку