Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность».

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

Самарская
область - часть
большой России

Многонациональная
Самарская земля

Сказки народов
Самарской области

Калмыки

Самоназвание - хальмг (по-видимому, от тюркского термина, буквально — «остаток», обозначающего ойратов, не принявших ислам; есть и другие версии; в русских официальных документах этноним «калмыки» появился с конца XVI века, с конца XVIII века им стали пользоваться сами калмыки), народ в России. Численность в Российской Федерации 183 тысячи человек, в основном живут в Калмыкии – 163 тысячи человек. В Самарской области в настоящее время проживает 68 человек, хотя многие населенные пункты, в том числе и Ставрополь-на-Волге (ныне тород Тольятти) были основаны как военные поселения калмыков, служивших в российской армии.

Говорят на калмыцком языке монгольской группы алтайской семьи. Письменность с 1925 на основе русского алфавита, ранее пользовались общеойратской, так называемой старокалмыцкой, письменностью тодо бичиг. Основная религия среди верующих калмыков — тибетский буддизм школы Гелуг-па.

Предки калмыков — западные монголы-ойраты. В начале XVII века часть ойратских тайшей (правителей улусов) переселилась в Россию. В 1608 году посольство дербетских тайшей было принято русским царём Василием Шуйским и в ответ на их просьбу о принятии русского подданства, выделении мест для кочевания и защиты от ханов Казахского и Ногайского получило полное согласие.

<Процесс вхождения калмыков в Россию был завершён в 1657 году. Первоначально для кочевания калмыкам были выделены земли по Иртышу, Оми и Ишиму. Постепенно они осели в низовьях Волги на ныне занимаемой ими территории.

Основу традиционной экономики составляло кочевое скотоводство (преобладали овцы, лошади, крупный рогатый скот, козы, верблюды). В середине XIX века с возникновением стационарных посёлков калмыки начали разводить свиней. Поселившиеся в прибрежных районах Волги и Каспия торгоуты и хошеуты занимались ловлей рыбы. Со второй четверти XIX века разорившиеся калмыки стали переходить к оседлому земледелию или заниматься батрачеством. На землях калмыки сеяли рожь, пшеницу, просо, гречиху, овёс, технические культуры (горчицу, табак, лён). В середине XIX века возникает садоводство, с начала XX века — бахчеводство и огородничество, затем заливное рисосеяние на Сарпинской низменности.

Развиты художественные ремёсла — вышивка (особые многоцветные швы на женской одежде), обработка металла (чеканка и гравировка металлических частей седла, уздечки, футляров и рукояток ножей, курительных трубок, прикладов ружей, браслетов, серёг), тиснение по коже, резьба по дереву (мебель, архитектурные детали домов знатных калмыков). Основа современного хозяйства — пастбищно-отгонное скотоводство, сочетающееся с промысловым рыболовством, земледелием и промышленностью по обработке сельскохозяйственной продукции. Развивается многоотраслевая промышленность.

Традиционное поселение имело круговую планировку — наиболее удобную с точки зрения обороны при кочевом образе жизни. В центр круга загоняли на ночь скот, там же хранили имущество, проводили общественные сходки. К моменту прихода в Россию калмыки сохранили патронимическую организацию, объединявшую несколько семей. Селились хотонами — семейно-родственными поселениями. Женатые дети ставили свои кибитки недалеко от кибитки отца. С начала XIX века появились стационарные посёлки с линейной планировкой.

Известны три типа традиционного жилища: кибитка, землянка и полуземлянка. Кибитка — это юрта монгольского образца. Первоначально она устанавливалась на четырёхколёсной повозке и так передвигалась во время кочёвки. Со временем повозка исчезла, но термин «кибитка» сохранился. Землянки и полуземлянки — жилища бедноты, со стенами из сырцовых или нарезанных из дёрна кирпичей, глиняной или дерновой крышей. В конце XIX века у зажиточных и знатных калмыков появились строения русского типа: деревянные в прикаспийских районах, кирпичные — в западных, в интерьере которых сохраняются характерные тибетские черты. В современных селах Калмыкии преобладают типовые двух-трёхквартирные дома. Для рабочих посёлков более типичны двух- и трёхэтажные дома на 4—12 квартир. В городах — типовые многоэтажные дома.

Мужская одежда — приталенный кафтан, рубаха, штаны, мягкие кожаные сапоги с войлочным чулком-вкладышем для зимы и холщовыми портянками для лета. Женская одежда — длинное до пят платье с безрукавкой, под ними длинная рубаха и штаны, сапожки. Особое значение придавалось женским вышитым и мужским наборным металлическим поясам, служившим показателем знатности и благосостояния их владельцев. Разнообразны головные уборы мужчин и женщин в зависимости от сезона, состоятельности семьи и т. д. Парадный головной убор с красной шёлковой кистью (отсюда прозвище калмыков среди соседних народов «краснокисточные»). Женские украшения — серьги, заколки, шпильки, кольца из золота, серебра, кости, драгоценных и полудрагоценных камней; у мужчин — серьга в левом ухе, кольцо на безымянном пальце, браслет, игравший роль амулета. Традиционная причёска мужчин и женщин — косы: у мужчин и девушек — одна, у женщин — две.

Основа питания — мясо и молоко. Мясные блюда: бульон с мясом, приправленный сырым репчатым луком; мясо, запечённое в закрытой посуде (в прошлом — туша, запекавшаяся в течение суток без доступа воздуха в яме, присыпанной землёй, на которой разводили огонь); лапша с мясом и луком; пельмени; мелко нарезанные внутренности барана. Молочные продукты — сыр, творог, сметана, масло, пенки, кумыс из кобыльего молока, молочный квас и кислый напиток из коровьего молока. Повседневный напиток — чай (джомба) с молоком, маслом, солью и специями, из которых особенно ценился мускатный орех. Мучные изделия — пресные лепёшки, сваренные в бараньем жиру кусочки теста (борцоги), позднее — заимствованные от русских и украинцев оладьи и баранки.

Семьи калмыков XVII века (времени прихода в Россию) представляли собой большие патронимии. Калмыцкие семьи были многодетны (10 и более детей), но при высокой смертности выживало не более 3—4 детей. Взрослые дети, как правило, жили отдельно от родителей.

Основные жанры фольклора: протяжные песни, благопожелания, изречения, сказки, пословицы, поговорки, героический эпос «Джангар», исполняемый сказителями-джангарчи.

Ещё в XIII веке предки калмыков ойраты познакомились с буддизмом. В XVI веке его северная ветвь — ламаизм школы гелугпа стал национальной религией монголов и отколовшихся от них калмыков. Калмыки-ламаисты поддерживают прямую связь с Тибетом, где находился верхний иерарх школы гелугпа — далай-лама. Постепенно исчезает из обращения термин «ламаизм», заменяемый «буддизмом» (общий процесс для буддистской территории России и Монголии). В Элисте открыт Институт возрождения калмыцкого языка и буддизма.

Возрождаются национальные праздники Цагалган, Урюс Сар, интерес к изучению калмыцкого языка и традиционной культуре.


Детям Народы Калмыки

Возврат к списку