Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность».

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

Самарская
область - часть
большой России

Многонациональная
Самарская земля

Сказки народов
Самарской области

Казахи

Самоназвание - казах, коренное население Казахстана. Общая численность казахов более 14 млн. человек, в том числе в Казахстане 654011 млн. 245 тысяч человек. В Российской Федерации проживает 648 тысяч казахов, в том числе в Самарской области - 15 602 человек.

Говорят на казахском языке тюркской группы алтайской семьи. Становление и развитие языка, близкого к современному казахскому языку, происходило в XIII—XIV веках. Следует отметить, что современный казахский язык в целом очень близок к староказахскому. Письменность на русской графической основе. Верующие — мусульмане-сунниты.

Сложение казахского народа происходило в условиях длительного взаимодействия разнородных кочевых племён. Древние тюркские народы, впоследствии ставшие предками в том числе и современных казахов, сыграли заметную роль в истории Евразии. Завершающая стадия тюркизации была связана с включением Казахстана в зону влияния разнородных тюркоязычных племён с середины 1-го тысячелетия. С возникновением Казахского ханства во второй половине XV века произошло завершение этногенетического процесса, оформилась казахская этническая общность. В её составе сложились три хозяйственно-культурных объединения — жуза, каждый из которых включал группу племён и занимал обособленный район: Семиречье — Старший жуз (улы жуз), Центральный Казахстан — Средний жуз (орта жуз) и Западный Казахстан — Младший жуз (киши жуз).

В 1731 году добровольно вошли в состав России казахи Младшего жуза, в 1740 — казахи Среднего и части Старшего жуза; присоединение Казахстана к России завершилось в 60-е годы XIX века. В составе РСФСР в 1920 была образована Киргизская АССР, переименована в 1925 в Казахскую АССР, которая в 1936 преобразована в Казахскую ССР. С 1991 — Республика Казахстан.

Традиционное занятие — полукочевое и кочевое скотоводство (овцеводство, в основном грубошёрстных курдючных пород, крупный рогатый скот, козы), в том числе коневодство и верблюдоводство, базировавшееся на круглогодичном пастбищном содержании скота. Радиус перекочёвок достигал 1000—1200 км. Каждая кочевая группа имела строго определённые пастбища и кочевые пути. Пастбищные угодья разделялись по сезону: зимой располагались в основном на юге — при меридиональном кочевании, в речных долинах и предгорной полосе — при вертикальном кочевании; летом — соответственно в степной и лесостепной зонах и в горах. Земледелие (поливное) носило вспомогательный характер.

Присоединение Казахстана к России вызвало значительные изменения в хозяйстве казахов, в частности способствовало развитию земледелия. Сеяли главным образом просо и пшеницу. Интенсификация скотоводства, а также сокращение пастбищных территорий и развитие земледелия приводили к оседанию части кочевников.

Традиционные ремёсла у женщин — прядение овечьей и верблюжьей шерсти, изготовление ковров и войлоков, вышивание, шитьё золотом и бисером, плетение циновок; у мужчин — ювелирное, обработка металла, резьба по дереву и кости, тиснение кожи.

Коренные изменения в экономической и социальной жизни казахов произошли в годы советской власти. Казахи перешли к оседлости, главным образом в принудительном порядке. Животноводство стало отгонно-пастбищным. Широкое развитие получило механизированное земледелие (зерновые, технические и другие культуры). Создана развитая многоотраслевая промышленность.

Традиционное поселение — аул. Основной вид традиционного жилища — юрта (сохраняет подсобную роль). При перекочёвках она перевозилась во вьюках в разобранном виде. Юрту 2-3 человека могут установить за 1 час. Были широко распространены зимние постоянные жилища: каменные шошала, или тошала, и юртообразные постройки из дерева, плетня, дёрна и камыша, а также землянки.

Традиционная мужская одежда состоит из рубахи, штанов и бешмета — узкой наплечной одежды до колен со стоячим воротником. Верхняя одежда — халат (шапан); у богатых казахов халат был из бархата и расшит золотом или галуном; иногда оторочен мехом. Непременная часть мужской одежды — кожаный пояс. Головной убор мужчин — тюбетейка, поверх неё надевали или войлочную шляпу с разрезными отгибающимися полями, или башлык, или шапку в виде колпака мехом внутрь с отгибающимися наружу полями, или тымак — зимнюю шапку, подбитую мехом, с широкими полями, спускающимися на шею и плечи.

Традиционная женская одежда — рубаха-платье, штаны, хлопчатобумажное платье — тёмное или белое у пожилых и цветное у молодых, безрукавка. У молодых женщин — нагрудник из сукна и других тканей, расшитый нитками, галуном и разнообразными украшениями. Женские головные уборы различались в зависимости от племенной принадлежности, возраста и семейного положения. Характерен свадебный убор (саукеле) — высокий колпак из красного сукна или бархата, часто богато украшенный подвесками, бусами и цепочками, у замужних женщин кимешек — род капюшона из белой хлопчатобумажной, реже шёлковой ткани, закрывающий голову, плечи, грудь и спину, с вырезом для лица; поверх капюшона надевался белый тюрбан. Женщины носили серебряные, медные и стеклянные украшения: серьги, бусы, браслеты, кольца и др.

Основу традиционного питания с весны и до осени составляло молоко, в основном в сквашенном виде (катык или айран — из овечьего и коровьего молока, кумыс — из кобыльего), сыр; с ноября — мясные и растительные продукты. Одно из популярных казахских блюд - бешбармак, из варёной свежей баранины с кусочками раскатанного варёного теста. К основным блюдам нередко относят также и разнообразные варёные колбасы. Наиболее распространёнными мучными изделиями являются жареные в масле баурсаки и лепешки-шелпек, Из напитков основным является чай. Любой дастархан заканчивается чаепитием.

Основа традиционной социальной организации — кочевая община, главной ячейкой которой была малая семья с патриархальными устоями. Традиционно сохраняется и воспитывается у молодых уважение к старшим. Заключению брака предшествовало сватовство, неоднократное посещение женихом невесты, взаимные одаривания между сватами и выплата калыма. До сих пор проводится обряд «Тусау кесу» - обрезание пут на ногах, когда ребёнку исполняется один год, он знаменует, что ребёнок теперь начнёт ходить самостоятельно.

У казахов сохраняется богатый фольклор (песни, эпические сказания, исполняемые сказителями-жыршы, творчество поэтов-импровизаторов — акынов). Большую роль в духовной культуре играют генеалогические предания, эпос («Кобланды», «Козы-Корпеш» и «Баян-Слу» и др.) и сказания.

Среди праздников обязательно отмечается Наурыз мейрамы (21 марта). По поверьям, в этот день народ избавлялся от зимних тягот, радовался за благополучную сохранность богатства – скота. К Наурызу каждая семья заранее готовила ритуальное блюдо (наурыздык), состоящее из семи традиционных продуктов. Отведав их, казахи надеялись питаться ими в течение всего года. Празднование Наурыза продолжалось три дня, и все аульчане поздравляли друг друга, желая счастья и благополучия.

Как и во всех странах, где был распространен ислам, принято было отмечать два ежегодных религиозных праздника – разговения или окончания поста Ураза-айт, Курбан-айт.


Детям Народы Казахи

Возврат к списку