Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность».

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

Шигонский район

Шигонский район Муниципальный район Шигонский расположен на северо-западе Самарской области. На севере и западе он граничит с Ульяновской областью, на юге – с Сызранским районом, а на востоке – с Куйбышевским водохранилищем. Площадь муниципального образования 2 134,4 квадратных километра. Численность населения составляет 20 196 человек.
По статистическим данным 2017 года на территории муниципального района Шигонский национальный состав населения представлен таким образом: из всего населения русские составляют 77,8 %, чуваши – 14,3 %, мордва – 2,6 %, татары – 1,5 %, остальные национальности – от 1 до 0,02 %.

Из книги «Чувашские населенные пункты Самаркой области» Виктора Симакова: «…В середине XVII века в этих местах были три чувашские селения: Старый Теплый Стан, Новый Теплый Стан «на Ногайском Броду подле Усы реки» и Новый Теплый Стан «подле Брусяного Ключа». К концу XVI века появилась чувашская деревня Чувашский Бугор близ Усолья. Но уже в 1717 году на плане части Самарской Луки этих населенных пунктов не оказалось. Зато появилась деревня «Тайдаково чуваш». Может быть жители деревни Чувашский Бугор переселились и основали деревню Тайдаково. Возможно часть жителей Старого Теплого Стана и Нового Теплого Стана переселились в Тайдаково, а большая часть этих деревень в Шигоны.
Национальный состав Шигонского района по данным 2017 года составляет: 4 чувашский селений (село Байдеряково, поселок Красный ключ, село Малячкино, село Тайдаково) и 6 селений, смешанных с русскими, мордвой и татарами.

Село Байдеряково (Питрекел) входит в состав сельского поселения Суринск. По церковной летописи село основано в 17 веке. Местечко это было пожаловано чувашу Байдеряку Оганеву царём Михаилом Фёдоровичем за службу в русских войсках во время смут, происходивших до его воцарения. По имени его и названо село.
Возможны и другие объяснения. В царствовании Иоанна IV в половине XVI у ногайцев был князь Измаил. Он, между прочим, в Москву послал ясеми (царю) верного и добропорядочного Байдерек – богатыря. Не им ли, не в честь ли этого вельможи основано и получило своё название село Байдеряково, расположенное по реке Уса, по которой внутрь края проходили булгары и смешавшиеся с ними монгольские племена и ногайцы? В справочнике за 1870 г. употребляется название Вайдеряково, а не Байдеряково, как оно называется теперь.

В.Д. Димитриев в своей книге «Чувашские исторические предания» пишет: «Так по преданию, Разин бывал в чувашском селе Илим-гора Пензенского края. В урочище Кӑмака çᴎйӗ (верх печи) стояли палатки. Недалеко от Байдеряково Сызранского уезда Симбирской губернии имелась Разина гора с каменной пещерой». По поводу основания чувашских сел Байдеряково и Малячкино (Шигонский район), Смолькино (Сызранский район) бытует такая легенда: Когда-то три брата –чуваша Падирек, Маляк, Симуляк в поисках лучшей земли из чувашского края направились на юг. Долго шли они по лесу. Прошли сутки. Вот однажды они вышли на какую-то речку. Они дали ей название Ӑса (Уса). Один из братьев, Симуляк, решил идти против течения реки. Он был заядлым охотником. И он у истока реки построил себе дом. От него пошла деревня Смолькино. Падирек и Маляк были любителями рыбной ловли. Они шли по течению реки. Остановились у широкой поймы реки. Падирек основал деревню Питрекел (Байдеряково), а Маляк – деревню Мулекел (Малячкино).

Село Малячкино (Мулек яле) – является административным центром муниципального образования «сельское поселение Малячкино». Численность населения 1 238 чел. Основное население составляют чуваши. Возникло в конце XVII – начале XVIII века. Название встречается в Чувашии. Поэтому не исключено, что в Шигонский район оно принесено чувашами-переселенцами. Однако, возможна и связь с личным чувашским именем Малячка.
После сооружения Пензенско-Сызранской укрепленной линии (70-е годы XVII века) на ее полосу были переведены служилые люди разных национальностей, в том числе мелкие. Для лучшей защиты были организованы сторожевые посты на северном направлении на горе сторожевой (вблизи села Троицк Сызранского района), где при виде неприятеля жгли костры, которые были видны в Сызрани.
Через некоторое время на постоянное место жительства прибыли первые переселенцы со своими семьями из-под Казани и Чувашии. Так образовалась старая деревня. Каждому было отмерено по 30 десятин пашни со всеми угодьями с условиями военной службы служилыми и платежа ясака ясачными.
В государственном архиве города Сызрани сохранились имена основателя деревни Малячкино (она почти столетие называлась Казанбаевкой) служилого татарина Казанбая Енбашева и его товарищей мурзы Байки Байдерякова, Енгача Матвеева, Тагая Чадаева, Телая Качебаева и других. Часть из них названа служилыми татарами, часть чувашами, некоторые имеют почетную приставку «мурза». Этот титул пришел еще из Золотой Орды и переводился с персидского, как «господин», «князь». Все они были потомками некогда могущественных и древних родов, уходящих корнями в седую древность. Так служилыми чувашами были основаны селения Байдеряково и Малячкино.
На территории села действующий храм Самарской Епархии – Приход в честь Казанской иконы Божией Матери.

Село Тайдаково Тайтак, Кÿкелнĕ – административный центр сельского поселения Тайдаково. Расположено на реке Тайдаковке, в 13 км от райцентра. В Тайдаково проживает 471человек.
Под Самарой беглым чувашским крестьянам и их потомкам в течение двухсот лет, вплоть до реформы 1861 года пришлось находиться под тяжелейшим крепостническим гнетом монастыря и дворян.
Во время Петра I, в начале XVIII века, в поселке Чувашский Бугор проживало 37 человек мужского пола. Кроме них, 19 человек беглых крестьян во главе атамана Саватея бродили вокруг Чувашского Бугра.
Во главе чувашских беглецов был атаман Тайдали. Во главе других чувашей был атаман Изевлий. Изевлий и Тайдали основали в середине XVIII века деревню Тайдаково. Название деревни взято от Тайдали. От Изевлий идет род Изевлиных.
Жители – чуваши, помещичьи крестьяне, принадлежавшие в нач. 18 в. князю А.Д. Меншикову, затем – графам Орловым; занимались земледелием и животноводством. В 19 – начале 20 вв. в составе Сызранского уезда. Симбирской губернии. В начале 20 в. функционировали церковноприходская школа, церковь, женское рукодельное училище, содержавшееся на средства графини Орловой-Давыдовой. Население официально было крещено в 1829.

Деятельностью в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории муниципального образования занимаются муниципальные учреждения и национальные общественные организации.
МУ Управление культуры, молодежной политики и спорта» администрации муниципального района Шигонский:
МУК «Шигонская межпоселенческая библиотека» муниципального района Шигонский;
МУК «Межпоселенческий культурно-досуговый центр» муниципального района Шигонский.
Местная общественная организация чувашская национально-культурная автономия Шигонского района Самарской области зарегистрирована 30.10.2012 года. Руководит ею Цинько Владимир Геннадьевич.

В МУК «Шигонская межпоселенческая библиотека» имеются фонды на языках народов: в Байдеряковской СБ 343 экземпляра, в Малячкинской СБ 173 экземпляра, в Тайдаковской СБ 348 экземпляров. Это художественная, историческая литература, энциклопедии, справочники. В основном, востребованы книги чувашских авторов на русском языке.

С 2013 года в Шигонском районе проходит районный чувашский национальный праздник «Акатуй» (свадьба плуга и земли). Праздник, посвящен плодородию и славящий труд крестьянина-землепашцу, чуваши отмечают после окончания посевных работ с древних времен. Национальные обряды, выступления фольклорных коллективов, народные гуляния и спортивные состязания представлены на Акатуе.
Национальный чувашский праздник «Кĕр Сăри» проходит ежегодно с 2016 года. «Кĕр Сăри» - «Осеннее пиво» -чувашский национальный обрядовый праздник, который традиционно проводился после завершения осенних уборочных работ. В дни празднования обязательно пекли хлеб из нового зерна и варили пиво нового урожая, которым угощали гостей с пожеланием здоровья и выражением благодарности.

В мероприятиях активно участвуют национальные творческие коллективы.
- Малячкинский народный чувашский фольклорный ансамбль «Горлица» (Ула тапа), руководитель Климова Е.Ю, состав коллектива -10 чел., репертуар – фольклор;
- Байдеряковская вокальная группа «Семерт», что в переводе означает «Черемуха» (худ. рук. Захарова И. С.);
- Тайдаковская Вокальная группа «Анамаш», руководитель Максимова Татьяна Петровна, 6 человек, чувашские, русские народные песни.

Славен Шигонский район не только природными красотами, но и людьми талантливыми. Издавна здесь распространены были различные виды декоративно-прикладного искусства и ремесла. Самым популярным из них была резьба по дереву. Резными узорами украшали дома, мебель, всякие поделки и изделия из дерева – предметы быта. Каждый мастер проявлял свою фантазию, что позволяло умельцам в каждой работе, будь то изготовление деревянных ложек или деревянных украшений дома, создавать подлинные, неповторимые произведения искусства. Популярна была домовая резьба. Резьбой украшались практически все накладные и выступающие элементы фасада дома: наличник, карниз, полотенца, балясины, столбы крыльца, кровли. В настоящее время резьбой занимаются немногие, известны такие умельцы как:
Пашкин Александр Васильевич (село Кяхта). Он изготавливает наборы разделочных досок, рамы для зеркал, шкатулки, оформляя их геометрической резьбой. Восстанавливает старинную мебель, делает своими руками деревянную мебель, как когда-то в свое время делал его дед столяр-краснодеревщик. Работы Александра Васильевича были представлены на различных выставках, в том числе на XI Областной выставке творчества художников-любителей и народных мастеров прикладного искусства ветеранов войны и труда и награжден дипломом III степени и в выставке ДПИ и ремесел в рамках Губернского фестиваля.

Ильмендеров Юрий Владимирович (село Усолье) – занимается резьбой по дереву и выжиганием. Участник ежегодных районных и областных выставок: Соляная ярмарка (село Усолье), фестиваль «Цвети, наша вишня» (село Шигоны), выставка декоративно-прикладного творчества в рамках Губернского фестиваля самодеятельного народного творчества «Рождённые в сердце России» (г.Самара), областного чувашского национальный праздник «Акатуй».

Будылин Владимир Михайлович (ст.Бичевная). Резьбой по дереву занимается с 2007года. Гончарным делом на территории Шигонского района занимаются: Зайцев Александр Валентинович (село Сытовка) – лауреат конкурса мастеров народных художественных промыслов и ремёсел Омской области «Омские мастера» в номинации «Гончарное искусство и керамика» (2014 г.); Лауреат конкурса «Волжские мастера» на III и IV межрегиональной выставке-ярмарке декоративно-прикладного творчества и традиционных ремесел «Рождественские узоры Поволжья» (2018, 2019 гг.); победитель конкурса на I областном фестивале гончарного искусства и художественной керамики «Дело гончаров» 2019. В 2019году присвоено звание «Мастер народных художественных ремесел и промыслов Самарской области».
Шайхутдинова Анна Фаритовна (село Сытовка) занимается лепкой глиняных изделий: украшений, игрушек.

Кувшинова Раиса Александровна (село Усолье) занимается лепкой глиняных игрушек, настенных барельефов, малой скульптуры. Участник районных и областных выставок декоративно-прикладного творчества: Соляная ярмарка (село Усолье), фестиваль «Цвети, наша вишня» (село Шигоны), выставка декоративно-прикладного творчества в рамках Губернского фестиваля самодеятельного народного творчества «Рождённые в сердце России» (г.Самара).

Ванюшкин Анатолий Викторович (село Тайдаково) – занимается изготовлением изделий из ивовой лозы – одним из исконных русских ремесел. Является руководителем формирований для детей в ДК село Шигоны. Свою любовь к лозоплетению Анатолий Викторович старается привить и детям. Неоднократно был награжден грамотами и дипломами на фестивалях, конкурсах и ярмарках различных уровней. Его работы отличаются разнообразием: корзины, самовар, тарелки, снеговики, рыбки…
Мастера ежегодно принимают участие в областном конкурсе изделий юных мастеров декоративно-прикладного творчества и ремесел Самарской области «Наш дом – планета Земля».

Ткачеством поясов для народных костюмов занимается Галанина Марина Александровна (село Подвалье). В СДК ведет кружок «Умелые руки». Работы Марины Александровны и участников кружка были неоднократно представлены на районных и областных конкурсах и фестивалях: районного фестиваля «Цвети, наша вишня», Губернского фестиваля самодеятельного народного творчества «Рожденные в сердце России», на областной выставке-ярмарке «Рождественские узоры», областной конкурс изделий юных мастеров декоративно-прикладного творчества и ремесел Самарской области «Наш дом – планета Земля».

Юрлова Анна Антоновна (поселок Волжский Утес) занимается ковроткачеством. Один из ковров был представлен на итоговой выставке декоративно-прикладного творчества и ремесел I Губернского фестиваля «Рожденные в сердце России».
Пошивом народных костюмов занимается Остроушко Марина Геннадьевна (Тольятти-Шигоны)
Резьбой по кости и рогу занимается Щербань Анатолий Сергеевич (село Суринск). Участник районных выставок.

Изобразительным искусством занимаются: Демьяновский Иван Васильевич (поселок Волжский Утес). На персональной выставке, которая состоялась в 2017г. в г. Еманжелинске Челябинской области, было представлено более 40 работ художника: портреты, натюрморты, пейзажи. В 2020г. был награжден дипломом за участие в итоговой выставке самодеятельных художников Самарской области VII Губернского фестиваля самодеятельного народного творчества «Рожденные в сердце России».
Балашова Нина Константиновна (село Шигоны), участник районных и областных выставок. Коллекции и выставочные экспозиции краеведческих, школьных, частных и др. музеев, отражающие национальный колорит муниципального образования.

Сохранять народные традиции и любовь к своему краю помогает музейная деятельность.
В селе Малячкино действует этнографический музей «Культура и быт старины чувашской».
В селах Байдеряково и Тайдаково имеются школьные музеи, в библиотеках мини-музеи чувашского быта.

В районе немало уникальных природных и памятных мест, близких сердцу каждого шигонца.
В селе Тайдаково Шигонского района Самарской области на улице Степана Разина, около дома №4, рядом с проходящей через село автомобильной дорогой, установлен обелиск крещению чувашей в 1829 году. С декабря 2014 года числится как объект культурного наследия (памятное место, памятник градостроительства и архитектуры) регионального значения.

Чăваш тӳпемĕ (Чувашский бугор) представляет собой небольшой каменистый хребет с крутым задернованным склоном и внутренними пустотами (карстовые промоины). Чувашский бугор известное в округе «место силы». Располагается в 2,5 километрах от Усолья Шигонского район. Самарская область. Тянется на протяжении 150 метров вдоль левого берега реки Елшанки, высота – 60 м. Вокруг ни строений, ни леса. Чувашский бугор памятник природы регионального значения. Д.Ф. Мадуров писал, что Чувашский бугор интересен в том отношении, что он лежит на линии перемещения (дислокации), по которой произошел разлом пород и сброс, образовавший горную складку Жигулей. В окрестностях Чувашского бугра местами сохранились остатки прежних укреплений. Среди них известно Рублёное место, наименование которого связывается с преданием о нападении ногаев. Совсем рядом с Чăваш тӳпемĕ находится источник солёной воды. А на вершине бугра есть небольшой карьер известняка, место, называемое волчьим логовом. Там же, вырыты небольшие окопы, по-видимому времен гражданской войны. По преданиям, в окрестностях Чувашского бугра раньше находилась чувашская деревня и жил один из чувашских атаманов. Основано около 1683 года переселенцами чувашами деревня Патрекел (Байдеряково) ранее называлась Чувашский Бугор. Возможно именно эти люди и жили в районе Чувашского бугра. Сама же деревня получила свое новое название от имени одного из переселенцев Бейдеряка Оганёва и так называлась уже к 1746 году, к моменту первой переписи населения.

По материалам Администрации муниципального района Шигонский.




Возврат к списку