Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность».

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

Карелы

Карелы В Самарской области проживает 45 человек (2021 год)

Самоназвание - карьялайзет.
Численность и расселение. Подавляющее большинство карелов проживает в Республике Карелия, которая входит в состав Российской Федерации. Небольшая часть народа расселена в Тверской, Ленинградской, Мурманской области. Также карелы живут в Финляндии, где есть Северная и Южная карельские области. Географически Республика Карелия расположена на северо-западе России.
По данным переписи, на территории России проживает около 88 000 карелов. При этом в Республике Карелия — 45 500 человек. В Самарской области – 107 человек.
Антропологический тип. Карелы в большинстве своём относятся к европеоидным народам беломоро-балтийского типа.
Родной язык. Представители карельского народа говорят на карельском языке. Он принадлежит к прибалтийско-финской подгруппе. Также многие карелы говорят на финском и русском языках. Карельская письменность много раз подвергалась реформам. В 30-х годах прошлого века утвердилась форма письменности на основе латиницы. Язык карелов объединяет три диалекта: карельский (основной), людиковский, ливвиковский. Также существуют некоторые различия в речи карелов, живущих в разных областях (тверской, тихвинской и др).
Традиционная религия. Карелы изначально являлись язычниками. Массовое обращение народа в христианство произошло в 1227 году киевским князем Ярославом Всеволодовичем. Теперь подавляющее число российских карелов — православные христиане.
Этнические группы. Этнические группы карелов: людики, ливвики, лаппи (сегозерские карелы), тверские карелы, медынские карелы, тихвинские карелы, финские карелы, валдайские карелы

Традиционное хозяйство и промыслы.
Основными занятиями карелов были рыбная ловля и охота. Также они разводили лошадей, овец, коров, оленей. Благодаря этому население получало мясо, шерсть, молоко. Было развито как морское, так и речное рыболовство. Этому способствовало большое количество пресноводных озер и рек на территории Карелии, близость к морю. Рыбу ловили с помощью сетей и ловушек. В горных и лесных районах охотники добывали диких зверей и птиц. Для охоты использовали лук со стрелами, ружья. Из шкур животных шили одежду. У карелов имелись лыжи, сани для передвижения. Для рыбалки применялись плоты, лодки. Карелы занимались и возделыванием земли. Они выращивали корнеплоды (морковь, свеклу, картофель), зерновые культуры. Были распространены рожь, ячмень, овес, также сажали горох. Для изготовления материала жители сеяли лен, коноплю. Сельчане пользовались дарами природы: ягодами, грибами, съедобными растениями. В лесу собирали смолу, заготавливали бревна для строительства домов. Добыча дикого меда позднее превратилась в домашнее пчеловодство. Карелы добывали железную и медную руду, знали ковку, литье. Они работали с бронзой, медью, серебром. Из металла делали оружие, предметы быта.
Из ремесел были развиты: кузнечное дело, изготовление драгоценных украшений, резьба по дереву, скорняжное производство, плетение из бересты, пошив одежды, изготовление посуды.

Поселения и жилище.
Карелы расселялись на берегах водоемов. Они строили деревни, состоявшие из нескольких десятков домов, которые объединялись в погост. Строения хаотично располагались на берегу реки или озера.
На карельскую традиционную архитектуру повлиял климат и географическое положение региона. Это северная территория, где постоянно дуют ветра, лето достаточно короткое, а зима – суровая. Жилище должно было быть основательным и долговечным, держащим тепло. Поэтому строения, особенно в северной части Карелии, имели маленькие окна, узкие двери.
Благодаря лесам, которыми покрыта большая часть Карелии, древесина (сосна) стала основным строительным материалом для жилых домов и хозяйственных построек.
Большинство деревенских домов (тип «кошель») представляли собой высокие бревенчатые срубы. Это были комплексы, которые под одной крышей объединяли две жилые избы на подклете, сени и пристройку с наклонным взвозом. Переходить между помещениями можно было, не выходя на улицу, что важно в мороз. Здание покрывала ассиметричная двускатная кровля.
Обычно дома строили без фундамента. Под углы поставленного на землю сруба укладывали большие валуны, под первый венец насыпали камни. На юге Карелии дом устанавливали на своеобразные сваи − массивные бревна, возвышавшиеся над землей примерно на полметра. Большинство строений, за исключением северных районов, имело завалинку. Декоративные элементы – резьба, косящатые большие окна, черепица из лемеха – придавали каждому дому неповторимость и уют.
Жилые дома собирались без гвоздей. Углы срубов оформлялись различными способами: «в обло», «в чашку», «в угол», «в охряпку», «в лапу» и др.
Пространство крестьянского дома обозначало отношение к миру, каждая деталь и обстановка дома имели скрытый смысл, защитную функцию. Противоположная от входа стена называлась почетной, правая – мужская, тоже почетная. Левая половина – «нечистая», обычно относилась к женщине.
Угол для икон карелы называли мужским, главным, большим. Он находился по диагонали от печи. Женский угол обычно располагался между печью и задним углом. Угол у входа называли мусорным, дверным. Четвертый угол – «побочный», «боковой», использовался для разных целей.
В «бабье» углу стояли: посуда, печная утварь, светец, умывальник-рукомой, столик для приготовления еды, вода в кадке, лавки.
В заднем углу были люлька для ребенка, лавки, женские рукоделия, иногда стояли кровати.
Мужской угол у фасадной стены был самым светлым, но домашние мужские работы делались и в других местах. В правой мужской половине чинили и сушили сети, вязали лапти и корзины, делали другие необходимые по дому работы.
Печь, размещавшаяся справа или слева от входа в избу, была связана с представлениями о счастливой жизни в доме. Она символизировала домашний очаг, к ней относились как к живому, одушевленному существу. Первую ночь в доме на печной лежанке спали только старик или ребенок, которые должны были увидеть вещий сон. К печи обращались в самые ответственные минуты жизни – при рождении ребенка, сватовстве, похоронах.
Местные жители не огораживали свои дворы, да и огороды разделяли лишь каменные межи.

Национальный костюм.
Повседневная одежда карелов была скромной. Многие женщины умели ткать и шить, поэтому каждая семья полностью обеспечивала себя гардеробом. На ярмарках продавали праздничную одежду, богато украшенную декором. Традиционный женский костюм включал такие элементы: льняная, холщовая рубаха свободного кроя; длинная широкая юбка из простого материала; передник или сарафан; длинный тонкий пояс; платок или повязка на голову; лапти.
Широкая рубашка заправлялась в юбку длиной до пола. Сверху повязывали передник, который был чуть короче юбки. Его подпоясывали узким пояском или шнурком, свисавшим до низа. Некоторые женщины на рубаху надевали ситцевый сарафан. На голове носили платки или закрывали волосы повязкой. Обувью служили лапти, которые плели из бересты, или поршни. Поршни делались из куска мягкой кожи, которая собиралась по периметру на шнурок. Обувка обхватывала стопу, шнурок затягивали сзади или сверху и завязывали. Маленькие дети носили длинные холщовые рубашки.
Праздничный наряд был гораздо красивее обычного. Рубахи украшали вышивкой, лентами. Передник отделывали гарусом, расшивали цветными узорами, тесьмой. Поверх костюма накидывали длинный суконный или льняной палантин с бахромой. Голову украшали ажурной или расшитой повязкой. На шею надевали бусы, ожерелья, подвески. В праздничной одежде преобладали детали красного цвета, контрастная вышивка.
Мужчины носили льняные или суконные штаны, которые заправляли в кожаные сапоги. Свободная длинная рубашка-туника подпоясывалась ремнем. Сверху надевался кафтан. Ремень имел кожаные ножны. В зимнее время года носили шубы из овчины, меховые шапки, рукавицы. Традиционной зимней обувью были валенки.

Традиционная кухня.
Близость финской территории сильно повлияла на карельскую кухню. Раньше главными продуктами были мясные и рыбные блюда. После того, как люди научились выращивать зерно и завели скот, их рацион значительно расширился. Теперь в меню карелов много выпечки, даров леса, корнеплодов. Интересно, что в карельском языке отсутствует понятие «жарка». Мясо и рыбу солят, маринуют, вялят, коптят, тушат, запекают. Жареных блюд у них нет.
На гарнир к мясным и рыбным блюдам подают картофель, кабачки, капусту. Овощи тушат или запекают в горшочках, чтобы они стали сочными и мягкими. У карелов много блюд из ягод. Из них делают компоты, кисели, варенья. Ягодные соусы удачно дополняют мясо и дичь, придавая им оригинальный вкус. Популярен травяной чай. В него добавляют ягоды, мед, молоко.
Рыба занимает в меню карела ведущее место. С давних времен ее заготавливали на зиму, чтобы не остаться голодными. Из рыбы готовят множество блюд, причем используют все ее части. Икру запекают, солят, маринуют. Из рыбного филе делают: супы, холодец, пироги, печеные, тушеные блюда.

Праздники и обряды.
За много веков христианские традиции смешались о старообрядческими. Сохранилось множество древних обычаев, которые до сих пор чтут жители деревень. Предки карелов поклонялись духам. Природные явления были одушевлены и имели магическую силу. Также существовали различные мифические сущности — кикиморы, лешие и прочие.
Кроме того, у карелов был культ поклонения деревьям. Они имели души (как животные и все остальное). Их необходимо было чтить как живых и не уничтожать без крайней надобности. Перед вырубкой леса на участок приглашался шаман, который проводил обряды, просил у лесных хозяев разрешения на рубку. Спиленные деревья лежали в лесу 40 дней (пока не умрут). Существовали священные рощи, в которых люди молились, встречались для общения. Рубить там деревья было запрещено.
У карелов существует древний обычай, называемый карсикко. Он распространен у многих финно-угорских племен. Термин происходит от финского кarsia, в переводе означающего «обрубка, отделение части от целого». Для обряда выбирается дерево с ветвистой кроной. В зависимости от того, по какому случаю делают карсикко, от него отрубают ветки в определенном порядке. Оставляют только верхние ветви, убрав все нижние, или наоборот, очищают от них ствол, оставив 1-2 в самом низу. Ритуал проводили по различным поводам: свадьба, приход гостя, привлечение удачи на охоте, рыбалке.
Оставленные на стволе ветки несли разную информацию. Например, если у мужчины, делавшего карсикко, живы мать и отец, оставляются две большие ветви со стороны востока и запада. После смерти одного из них ветка отрубается. В честь прихода гостя на дереве оставляли одну ветку, если он был неженат, две — если у него имелась жена. Карелы делали целые леса карсикко. Там совершали жертвоприношения, молились. Иногда на стволе вырубали крест или письмена. Это дерево становилось наподобие иконы.

По материалам издания Дружба народов на Самарской земле. – Самара, 2015




Теги:



Возврат к списку