Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность».

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

Украинцы

Украинцы В Самарской области проживает 14 292 человека (2021 год)

Самоназвание – українці.
Численность и расселение. Общая численность – около 45 млн. человек. Основное население Украины (37,5 млн. человек). Проживают в Канаде, США, Польше, Аргентине и других странах. В Российской Федерации – более 2 млн. человек.
Антропологический тип – украинцы входят в «дунайскую» (днепро-карпатскую, норикскую) группу популяций европеоидной расы.
Родной язык – украинский, относится к подгруппе восточнославянских языков славянской группы индоевропейской языковой семьи.
Традиционная религия - христианство (преимущественно православие, грекокатолицизм и незначительно протестантизм).
Этнические группы - литвины, полещуки, гуцулы, бойки, лемки и другие.

Этногенез и история заселения Самарской области.
Официальной датой появления украинцев на самарских землях принято считать 1744 год, когда была построена Черкасская слобода (ныне село Кинель-Черкасы). Здесь осело 46 семей из большой партии украинцев, завербованных российским правительством для освоения оренбургско-самарского края. Свое название слобода получила от употреблявшегося в России наименования украинцев и украинских казаков - черкасы (вероятно, по городу Черкассы - центру украинского казачества). Широко употреблялось и другое название украинцев - малороссияне.
Примерно в те же годы правительство пригласило на Волгу для транспортировки соли с озера Эльтон украинских чумаков, занимавшихся торгово-перевозным ремеслом. Они основали несколько поселений - слобод, в том числе Пестравку (ныне райцентр Самарской области) и Покровскую слободу, ставшую столицей волжских украинцев (сейчас г. Энгельс Саратовской области). К 1816 году в Поволжье насчитывалось 17 слобод солевозов, в которых проживало более 26 тысяч человек. Рачительные хозяева, украинцы смогли быстро наладить свой быт и достигнуть немалого благосостояния.
Девятнадцатое столетие ознаменовалось интенсивным переселением украинцев в Среднее Поволжье. На свободные земли двинулись крестьяне из густонаселенных уездов Киевской, Харьковской, Полтавской и Черниговской губерний, украинцы из-под Воронежа и Курска. Основанным селам и хуторам зачастую даются «говорящие» названия: Киевский, Черниговский, Харьковка, Новая Полтавка, Черкасский, Новая Волынь... К концу XIX века в Самарской губернии насчитывалось около 120 тысяч украинцев. В начале следующего столетия они проживали почти в 300 селах, деревнях, слободах и хуторах. Городское украинское население было немногочисленным.

Типы поселений.
Более распространенной формой поселения украинцев являлась кучевая или беспорядочная, при которой усадьбы располагались без видимого порядка, разделялись кривыми улицами и переулками. Многодворный тип поселения у северных украинцев представлял собой уличную или линейную форму деревни - в этом варианте усадьбы вытягивались в одну линию вдоль реки (водоема) или дороги. Однодворный тип поселения - хутора появился довольно поздно у украинцев и казаков.

Типы жилья.
Характерным для северной и частично западной части Украины является срубное жилище (хата) из бревен, уложенных горизонтально и связанных в венцы. Срубное жилище украинцев отличается от русского и белорусского наружной обмазкой его глиной. В центральной и южной части Украины известен переходный тип жилища - плетневые и камышовые постройки на деревянном каркасе и особые постройки на столбах или на сохах. Снаружи стены обмазываются глиной и белятся. На крайнем юге Украины в зоне безлесной степи преобладают глинобитные, саманные, каменные постройки.
Типичная для украинской хаты четырехскатная крыша в ранний период изготовлялась из соломы, уложенной ровными снопами под щетку, позднее для этого применялась черепица и железо. Для западных регионов Украины, особенно Карпат, характерны крутые и высокие крыши. В Карпатах и некоторых районах Полесья кровельным материалом служило дерево (гонт, плахи, драниця).
Традиционный интерьер украинской хаты: печь, обращенная устьем к продольной стене с окнами, всегда ставилась в углу у входа. По диагонали от нее находился парадный угол (покуть, червоний кут), на стенах которого вешали иконы, украшенные ткаными либо вышитыми полотенцами (рушник), тут же ставили стол, возле него - переносную маленькую скамеечку (ослiн), а слева - сундук (скриня). Вдоль тыльной стены (задня, запiчна, напiльна, примiстнга) хаты, между печью и боковой стеной (причiлкова) располагался деревянный помост (пiл, примiст), используемый днем для домашних работ, а ночью служивший спальным местом. Вдоль фасадной (чiльна, входова, передня) и боковой стен наглухо прибивали скамейки (лава), которые по праздникам застилали домотканными ряднами, а у богатых - коврами (килим). В углу у двери и над нею, напротив устья печи, устанавливали деревянные полки либо шкафчик (мисник, судень) для посуды, а на стене против устья печи - полки для хлеба и утвари. Пол (долiвка) в старой украинской хате был всегда глиняным, дощатый пол даже в жилище зажиточных крестьян встречался редко, и только в районах, богатых лесом (Карпаты, Полесье).

Традиционное хозяйство и промыслы.
Основная традиционная отрасль сельского хозяйства украинцев - пашенное земледелие с преобладанием трёхполья. Обрабатывали рожь, пшеницу, ячмень, просо, гречку, овес, коноплю, лён; с конца XVII века - кукурузу, табак, со второй половины XVIII века - подсолнечник, картофель; из огородных культур - капусту, огурцы, свеклу, редьку, лук и др., арбузы и тыквы (в степных районах), с начала XIX века - помидоры и перец. Для украинцев издавна характерно приусадебное садоводство (яблони, груши, вишни, сливы, малина, смородина, крыжовник, в меньшей степени абрикосы, черешня, виноград) и домашнее скотоводство.

Национальная кухня.
Среди растительной пищи первое место испокон веков занимал хлеб, причем как на закваске, так и пресный в виде галушек, пресного хлеба с маком и мёдом. Пшеничный хлеб (паляниця) выпекался преимущественно к праздникам. В остальные дни главным блюдом на столе был хлеб ржаной или житній. Основной горячей пищей были рыбные и мясные отвары с добавлением овощей под общим названием юшка.
Весьма употребляемым продуктом в украинской кухне служит свиное сало во всех видах. Использование его является чрезвычайно разнообразным. В пищу сало употребляется сырым, соленым, копченым, жареным и является жировой основой многих блюд преимущественно праздничной кухни. Им шпигуют, как правило, всякое не свиное мясо для придания ему сочности, перетирают с чесноком и солью, получая питательную массу для бутербродов.
Среди старинных украинских напитков - полученные способом естественного брожения мёды, пиво, квасы, узвары. В XIV веке появилась водка (горілка). На её основе делают многочисленные настойки.

Национальный костюм.
Основу мужской одежды составляют рубаха, шитая из конопляного или льняного полотна и суконные (шерстяные) штаны. Отличительной особенностью мужской украинской рубахи является разрез спереди (пазушка), украшенный вышивкой. Штаны (штани, гачi, споднi, шаровари, холошi, ногавки, портки, убрання, портяницi) украинцы закрепляли на теле с помощью шнурка или ремня (очкур, гачник), — его украинцы носили с пряжкой. Украинские штаны, особенно штаны казаков, отличались очень большой шириной. Между штанинами (холоша, ногавиця) вшивалась матня.
Основу украинского женского костюма составляет рубашка — кошуля, сорочка, вышиванка. Она длиннее мужской и состоит их двух частей — нижняя часть (пiдтичка) шьётся из более грубой материи. Встречаются у украинцев и цельные рубахи (додiльнi) — именно они считаются у женщин нарядными и праздничными. Отличительная особенность украинской женской рубахи – украшение подола вышивкой, т.к. он был виден из-под верхней одежды.
Существовало три разновидности женской понёвы: повседневные без рисунка – запаска; дерга; и праздничный наряд в крупную клетку – плахта. Обязательным элементом костюма был богато украшенный вышивкой, кружевом фартук, который подпоясывали по талии. Обязательной частью любой одежды у украинцев был пояс. Нарядные пояса были длиной до 3-4 метров, ими обматывали талию в несколько раз, а концы, завершавшиеся кистями, свешивались до колен или ниже. Нагрудной одеждой служили безрукавки (керсетки), отличающиеся богатым разнообразием по типу, крою, материалу, художественным оформлением. Мировой известностью пользовались украинские венки из искусственных и живых цветов с лентами как девичий головной убор. Женские головные уборы разнообразны по конструкции, но их объединяет одно отличие от девичьих - они должны полностью укрывать голову, не оставляя открытыми волосы. Одним из самых распространенных головных уборов замужних женщин был и остаётся платок. Ярким дополнением к женскому костюму были нагрудные украшения из драгоценных камней, стекла, бусы или подвески с монетами - монисто, дукачи. Женская обувь изготовлялась из кожи, которую изначально не шили, а закладывали складками, морщили, привязывая к ногам длинной веревкой – морщуни, морщенцi, постоли, ходаки, а также черевики. Кожаная обувь с высокими голенищами (чоботи) шилась без каблуков. Иногда каблук заменяла небольшая железная подковка на пятке.

Праздники и обряды.
Традиционная новогодняя обрядность украинцев - череда зимних праздников, среди которых выделяется двенадцатидневный период с кульминационными точками 25 декабря (Рождество), 1 января (Новый год) и 6 января (Крещение) по старому стилю. Колядованием начинались зимние святки. КОЛЯДОВАНИЕ - давний обычай зимних (преимущественно рождественских) обходов с выполнением величально-поздравительных песен (колядки) и речитативных формул (приветствий).
В конце марта, в период весеннего равноденствия отмечали масленицу. Масленица - праздник проводов зимы и встречи весны. Непременным спутником этого весеннего праздника были блины.
В народном быту украинцев Пасха четко содержала элементы языческой весенней ритуалистики: выпекания обрядового печенья, покраска яиц (писанки), игры, танцы и развлечения молодежи, почитание предков, аграрно-магические, очистительные обряды и т.д. Каждый этнографический регион Украины (Подолье, Полесье, Закарпатье, Гуцульщина и др.) имеет специфические орнаментальные мотивы писанок и цветовую гамму их украшения.
День Ивана Купала. Купала (обычно, на сельском празднике) – ветка вербы (ивы), украшенная цветами и венками. Девушки ходят вокруг и поют песни. Когда девушки натешатся, парни нападают на «Купала» обрывают венки и цветы, а саму ветку кидают в воду. Раскладывают кострище, и когда оно разгорится, то взявшись за руки, попарно, прыгают через костер.
Осенние молодежные собрания наполнены весельем и развлечениями, и иногда, назывались большими вечерницами.

По материалам издания Дружба народов на Самарской земле. – Самара, 2015




Теги:



Возврат к списку