- Новости
Новости
Мы продолжаем публикации нашего информационно-просветительского проекта «Глаголом жечь сердца людей», в котором рассказываем о писателях и поэтах разных народов.
13 августа исполняется 120 лет со дня рождения писателя Владимира Федоровича Одоевского.
Князь Владимир Федорович Одоевский, один из видных интеллектуалов эпохи, современник Пушкина, был государственным чиновником, сенатором, директором Румянцевского музея, писателем, механиком-изобретателем, химиком, композитором и музыкальным просветителем, увлекался физикой и математикой, философией и акустикой.
В своих записках Владимир Одоевский писал: «Я родился в 1804 г., с 31 июля на 1-е августа» (по новому стилю датой рождения считается 13 августа). Младенец появился на свет в Москве и был очень слабым и болезненным: чтобы выходить дитя, его даже заворачивали в теплые шкуры освежеванных баранов. Он на всю жизнь останется тонким и хрупким, а персонажи его сочинений будут видеть сильфид и верить в иные миры.
Болезненность, слабое здоровье, ранняя потеря отца, грубый отчим и охлаждение отношений с матерью, денежные тяжбы — все эти тяготы жизни сказались на личности юного князя. Он пристрастился к философии и научился жить в двух мирах — реальном и ирреальном.
— Социально непрестижную часть своей биографии он скрывал от посторонних глаз всю жизнь, — рассказывает доктор филологических наук Мариэтта Турьян, автор книги «Странная моя судьба…» О жизни В. Ф. Одоевского», — И именно поэтому вольно или невольно «творил» иную свою биографию, начиная с юных лет и поддерживая найденный в эпоху любомудрия образ русского Фауста, органичный для его человеческой и интеллектуальной натуры. Это и позволило ему по закону нравственного этикета закрыть свою частную жизнь от посторонних — даже близких — глаз. И это соответствовало тому «узкому» пути, который определяет его место в интеллектуальной и творческой жизни эпохи.
В 1816-м Владимир Одоевский поступил в Московский университетский Благородный пансион. Он интересовался философией, литературой, загадками человеческой психики и музыкой. Виртуозный музыкант, он превосходно играл на фортепиано и, что было совсем необычно для людей его круга в 1810-е, особенно полюбил Баха (многим позже он сделал немецкого композитора героем новеллы, вошедшей в состав философского романа «Русские ночи»). В 1822 году 18-летний Одоевский окончил пансион с отличием.
По окончании пансиона Одоевский, вступил в кружок поэта Семена Раича — учителя Тютчева и Лермонтова. Здесь читались и обсуждались сочинения членов кружка и переводы с греческого, латыни, персидского, арабского, английского, итальянского, немецкого и редко — с французского.
Но уже на следующий год он вместе с поэтом Дмитрием Веневитиновым стал основателем тайного кружка «Общество любомудрия». Они мечтали создать новый, универсальный язык, подарить России и миру особую философию, способную все примирить и гармонизировать. Великосветская публика представлялась любомудрам пошлой и грубой, московское общество — вполне себе фамусовским, как его изобразит Грибоедов.
Помимо Владимира Одоевского (председатель) и Дмитрия Веневитинова (секретарь) встречи любомудров посещали Иван Киреевский, Александр Кошелев, Владимир Титов, Николай Мельгунов… Сюда заглядывали двоюродный брат председателя Александр Одоевский и Вильгельм Кюхельбекер — будущие декабристы.
Именно Кюхельбекер напишет Владимиру Одоевскому в 1845-м из сибирской ссылки: «Тебе и Грибоедов, и Пушкин, и я завещали все наше лучшее; ты перед потомством и отечеством представитель нашего времени, нашего бескорыстного служения художественной красоте и истине безусловной».
С одной стороны, любомудры очень абстрактны, но с другой — эта абстрактность, с их точки зрения, должна послужить реальной жизни, преобразовать ее. Это очень русский подход к европейским идеям: туманная мечтательность в сочетании со стремлением к действию.
После восстания декабристов «Общество любомудрия» распалось, а Одоевский переехал в Петербург и поступил на государственную службу, чтобы мирным путем, через способствование реформам, просвещению, реальной помощью конкретным нуждающимся претворять в жизнь высокие идеалы служения людям и России.