
Мы продолжаем публикации в рамках информационно-публицистического проекта «Глаголом жечь сердца людей», в котором рассказываем о писателях и поэтах разных народов. 19 января исполнилось 125 лет со дня рождения русского советского поэта Михаила Исаковского (1900 – 1973).
«Мало сочинить песню. Нужно так ее сочинить, чтобы она жила долго, и чтобы с каждым днем она казалась нам свежее, роднее, ближе. Песни Исаковского были до сих пор более знамениты, чем его имя. Это и не удивительно. Песню о комсомольцах, уходивших на войну, «Катюшу», «Гармонь — золотые планки» народ воспринимает, как что-то, созданное им самим. А такая оценка – высшая награда за труд художника» (С.Я. Маршак).
«Ой, цветёт калина…», «Снова замерло всё до рассвета», «Услышь меня, хорошая», «Лучше нету того цвету», «Каким ты был, таким остался», «Катюша», «Дан приказ: ему – на запад, ей – в другую сторону», «В лесу прифронтовом» – более полувека поэт Михаил Васильевич Исаковский писал стихи, сразу же становящиеся народными песнями, которые знал наизусть каждый житель огромной страны. Стихотворений на самом деле было не так уж много – всего 250, вроде бы простых, без сложной рифмовки и витиеватых словесных конструкций.
«Исаковский писал очень немного – всего лишь несколько песенных стихотворений в год, – вспоминал впоследствии поэт Евгений Долматовский. – Может быть, поэтому он обтачивал каждую строчку».
… Крестьянский мальчишка Миша Исаковский из деревни Глотовка, что под Смоленском, очень гордился, что его имя и отчество точно такие же, как у великого ученого и поэта Михаила Васильевича Ломоносова, и в тринадцать лет даже посвятил тёзке собственные стихи.
Грамоте Миша обучился самостоятельно, по газетам и журналам, которые в качестве подработки развозил по окрестным селам его отец. Поскольку читать и писать в округе больше никто не умел, мальчик помогал людям писать письма и прошения, да не просто писать – получив «тему», он сочинял такие «жалостные» послания, что даже сами просители не могли совладать с чувствами:
«Сидишь, бывало, где-нибудь в полутёмной клети и пишешь, примостясь на сундуке, а рядом женщина – грустная и молчаливая. И с такой надеждой смотрит она на бегающее по бумаге перо, как будто и впрямь моя слабая рука может снять с её плеч всю тяжесть обид и горя. Начнёшь читать написанное, а она – в слёзы».
Зато в земскую школу приняли сразу во второй класс, и в 1914 году кто-то из школьных учителей отправил в московскую газету «Новь» Мишино стихотворение «Просьба солдата».
Мишины творческие способности не остались незамеченными, его приняли на казенный кошт в смоленскую гимназию – случай и сам по себе невероятный, поскольку крестьянские дети в гимназиях практически не обучались. Закончить образование не удалось: наступил 1917 год. Михаил начал работать: сначала учителем в родной сельской школе, затем секретарём волостного исполкома. В марте 1918-го отправился с обозом на юг страны за хлебом для голодающих крестьян смоленщины, но на обратном пути недалеко от Новочеркасска был задержан бело-казачьим патрулем, отправлен в тюрьму и приговорен к расстрелу. К счастью, в город вошли красные войска, и ситуация завершилась благополучно.
Источник: https://dzen.ru/a/Y8lcsHd1NX2Gusc5


