Вернуться к обычному виду
«Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может».

Джордж Гордон Байрон

Масленица – всем на радость

24.02.2015

24.02.15 2022 февраля 2015 года на площади имени Куйбышева областного центра праздновали Масленицу - с участием многих творческих коллективов области. Областная организация белорусов и выходцев из Беларуси «Русско-Белорусское Братство 2000» тоже участвовала – активно и творчески - в этом празднике. Вокальный ансамбль «Очарование» (резерв нашего заслуженного ансамбля «Каданс») и его художественный руководитель Инна Игоревна Сухачевская радовали гостей и участников мероприятия исполнением русских и белорусских задорных песен.

Под бурные аплодисменты молодые вокалистки не только пели, но и танцевали весёлую кадриль и «бульбачку», а завершили своё выступление песней «Золотая ярмарка». На праздничной площади развернулась действительно, очень интересная ЯРМАРКА! Богата самарская земля на умельцев, талантливых людей! Показывали своё искусство артисты, народные мастера, все желающие могли проявить удаль и задор в традиционных играх. Можно отметить, что с бодьшим успехом выступили творческие коллективы национально-культурных организаций, например, чувашский народный ансамбль «Самар ен».
Масленица была сначала древнеславянским языческим многодневным праздником «проводов зимы», которым отмечался переход к весенним земледельческим работам. Позже христианская церковь включила Масленицу в число своих праздников, которые предваряют Великий пост.
В древности этот праздник сводился к разнообразным обрядовым действам, которые затем перешли в традиционные народные обычаи и обряды.
В Беларуси одним из них был обряд «Цягаць калоду», в котором принимали участие замужние женщины всей деревни. Гуляние шло ночью, женщины ходили с песнями, криками, ауканьем по деревне с обрубком дерева (колодой). Если по дороге встречали мужчину, особенно неженатого, накидывали на него веревку и заставляли тянуть колоду, а сами цеплялись за нее, чтобы было тяжелее. Если мужчина хотел быстрее избавиться от колоды, он платил женщинам выкуп.
Как правило, участницы шествия одевались в карнавальные костюмы «мужчин», «старцев», «цыган». К ним присоединялся музыкант (мужчина). Заходя в дом, они шумели и буянили до тех пор, пока не получали от хозяев выкуп. Обойдя всю деревню, ряженые отправлялись в чью-нибудь просторную избу и гуляли там всю ночь, пели, танцевали.
Пожилые, родня, кумовья, сваты ездили на этой неделе в гости друг к другу на украшенных повозках. У детей было свое развлечение: катание на санках. Молодежь собиралась, когда темнело на улице: пела, плясала.
В последний, воскресный, день Масленицы родственники ходили в гости друг к другу, к теще «на блины» приходил зять с женой. Вечером семья в полном составе должна была ужинать вместе, так как с понедельника наступал Великий пост.
В этот вечер во многих местах Беларуси проводился чрезвычайно интересный и торжественный обряд. После ужина к хозяину по очереди подходили домочадцы, кланялись до земли и говорили: «Даруй, бацька родны, калі чым саграшыў(-ла) перад табой справай ці языком». Выслушав всех, хозяин в свою очередь кланялся до земли всему семейству, прося, таким образом, прощенья за все грехи и ошибки.
На прощание с Масленицей обычно палили чучело — соломенную бабу или мужика. Пепел раскидывали по полю для большей урожайности.
Сегодня в белорусских городах и сёлах в ознаменование Масленицы устраиваются праздники прощания с зимой: шествия сказочных персонажей, аттракционы, спортивные игры, катание на конях, угощение блинами. Для детей проводят театральные гуляния на улице, катание с горок.
Ирина Михайловна Глусская, президент СООО «Русско-Белорусское Братство 2000»




Теги:



Возврат к списку