Вернуться к обычному виду
«В основе православия, ислама, буддизма, иудаизма – при всех различиях и особенностях – лежат базовые, общие моральные, нравственные, духовные ценности: милосердие, взаимопомощь, правда, справедливость, уважение к старшим, идеалы семьи и труда».

В.В. Путин

Музей им П.В. Алабина рассказал о мордовской национальной одежде

Музей им П.В. Алабина рассказал о мордовской национальной одежде 22.08.2019

Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина в 2019 году под эгидой Союза музеев России проводит Всероссийскую интернет-акцию «Отцы-Основатели!», приуроченную к 195-летию со дня рождения П.В. Алабина.
Петр Владимирович Алабин - выдающийся российский государственный и общественный деятель, военный писатель, археолог и историк, почетный гражданин Вятки, Софии, Самары. Именно по его инициативе было создано знаменитое Самарское знамя и преподнесено болгарским ополченцам от всей России как символ духовного единства. П.В. Алабин стал основателем музеев в Вятке, Севастополе и Самаре. Вся его многогранная деятельность внесла большой вклад в изучение и сохранение историко-культурного наследия Самарского края и других регионов.
В рамках акции рассказывается об «отцах-основателях» музеев России, о тех, кто стоял у истоков их создания, о тех, кто являлся идеологом, организатором, собирателем, меценатом музеев. Отцы-основатели – это плеяда личностей, это катализаторы культурных процессов в регионах и в стране. Через «личностные» истории акция будет способствовать актуализации роли и значимости музеев в культурном пространстве, расширению взаимодействия музейного сообщества, привлечение внимания широких слоев населения к истории и деятельности музеев.
Каждый месяц с 16 марта по 16 сентября 2019 г. в социальных сетях на официальных аккаунтах музеев размещалась информация о личностях, стоящих у истоков создания музеев в разных регионах России; цитаты этих людей о музеях, их деятельности, значимости и т.п.; о формировании «отцами-основателя» первых коллекций музеев; о наследии П.В. Алабина и других основателей российских музеев в разных направлениях деятельности, в истории разных регионов, музеев, личностей; о юбилейных датах основателей музеев и самих музеев.
Завершая этап Всероссийской интернет-акции "Отцы-Основатели", посвященный историческим связям Самарской области с регионами и музеями, сотрудники музея представили предметы, привезенные из Бугурусланского уезда Самарской губернии.
«В начале ХХ в. в Этнографический отдел Русского музея поступили памятники народной культуры мордвы, что положило начало обширной коллекции предметов из Самарской губернии.
Большой вклад в создание собрания внесли профессор Казанского университета И.Н. Смирнов, преподаватель инородческой учительской семинарии в Казани первый исследователь и просветитель мордовского народа М.Е. Евсевьев и археолог, этнограф, профессор член Русского географического общества и Парижского антропологического общества С.И. Руденко.
Во время поездок в Самарскую губернию ими были приобретены разнообразные памятники традиционной культуры мордвы: предметы женской и мужской одежды, головные уборы и украшения, утварь и орудия труда. Многие вещи датируются второй половиной XIX в.
Костюм Самарских крестьян описал в 1878 г. Н. Малиев, путешествуя по поручению Общества естествоиспытателей при Императорском Казанском Университете по деревням Бугурусланского уезда.
Он отметил, что «мужская одежда самарской мордвы ничем существенным не отличается от обыкновенной крестьянской. Мужчины носят белого цвета зипун, полушубок, белую рубаху, обыкновенно из так называемой "самодельщины", т.е. из холста собственного мордовского изделия. У женщин более отличий, и есть много своеобразных характерных особенностей. Летний женский костюм состоит из рубахи с разными украшениями, вышивками и оторочками… привешивают себе на пояс "пулакш", своеобразное украшение в виде широкой бахромы, прикрывающее ягодичную область… Другие национальные принадлежности женского мордовского костюма, как, например, серьги, браслеты, застежки ворота и др., своеобразной формы, все более и более выходят из употребления и заменяются изделиями новейшего фасона. Высокий, довольно характеристический головной убор вроде кивера, составлявший в старину обычную принадлежность женщин, надевается теперь лишь во время брачного пиршества».




Возврат к списку