Вернуться к обычному виду
«Благодаря согласию растут малые государства, из-за раздора гибнут великие державы».

Генрик Сенкевич

Общественная палата России: «В общественном сознании укореняются представления об общероссийском единстве»

Общественная палата России: «В общественном сознании укореняются представления об общероссийском единстве» 09.01.2018

Общественная палата Российской Федерации (ОП РФ) опубликовала Доклад о состоянии гражданского общества за 2017 год. В его подготовке принимали участие профильные комиссии ОП РФ, члены региональных общественных палат, ведущие эксперты по некоммерческому сектору.

Авторы доклада отмечают, что организованное гражданское общество в России постепенно становится важнейшим игроком, участвующим, наряду с властью и бизнесом, в определении повестки дня, формировании ценностей и продвижении общественно полезных практик. При этом в обществе наметились два ключевых запроса — на диалог с властью и на справедливость. Ответом на эти запросы, по мнению Общественной палаты, должно стать усиление взаимодействия организованного гражданского общества и государства. Через такое взаимодействие лежит, согласно Докладу, путь успешного будущего нашей страны.

В докладе подчеркнуто: «В общественном сознании укореняются представления об общероссийском единстве. Речь идет о формировании общих для большинства россиян ценностей, норм и представлений, не зависящих от этнической и религиозной принадлежности, социального положения, идейно-политических ориентиров и пристрастий. С тем, что в нашем обществе существует общероссийское единство, согласны 44 % россиян. При этом те, кто не разделяет это мнение, указывают в качестве причин отсутствия единства социальные различия, высокий уровень бедности. Это свидетельствует о том, что проблемы консолидации, сплочения лежат уже в области межнациональных или межрелигиозных отношений, но прежде всего в неоправданно высоком уровне имущественной, финансовой дифференциации, и недостаточных возможностях социальной интеграции и мобильности».

Также отмечено, что «со стороны общества есть выраженный запрос на создание площадок для равноправного диалога с властью». Авторы доклада пишут: «Такими площадками служат и Общественная палата Российской Федерации, и общественные палаты субъектов Федерации, и Общероссийский народный фронт, и общественные советы при федеральных и региональных органах исполнительной власти, и институты уполномоченных по правам человека, по правам ребенка и по правам предпринимателей. Возникла сеть федеральных молодежных форумов: «Территория смыслов», «Таврида» и др. В 2010-е годы сформировались авторитетные площадки – Социальный форум России, Форум социальных инноваций регионов и др. Большой интерес гражданского общества вызывают форумы «Сообщество», которые проводит Общественная палата Российской Федерации».

Отдельное место в докладе отведено деятельному патриотизму, «, на основании которого и формируется российская гражданская нация»: «Деятельный патриотизм – это и помощь слабым, и защита национальных интересов на внешней арене, и внутри страны, и большие проекты, и малые дела, направленные на возрождение экономики, развитие культуры, повышение качества образования».

В докладе отмечается, что последние годы стали временем динамичного роста гражданской активности населения, которая проявляется в различных формах, в том числе в благотворительности. Все более заметную роль в социальном служении начинают играть религиозные организации, причем уникальные проекты есть у каждой конфессии.

В докладе особо выделено, что еще одной социально уязвимой группой населения остаются мигранты. Представители гражданского общества борются с нарушениями прав иностранных работников и добиваются создания эффективной системы их интеграции в российское общество. В разделе «Деятельный патриотизм» говорится: «Общественная палата Российской Федерации уже не первый год говорит о необходимости разработки государственно-общественной программы социальной интеграции второго поколения мигрантов».

Авторы подчеркивают: «Противоречивые процессы социальной интеграции, прежде всего в молодежной среде, приводят к тому, что значимая часть молодежи подпадает под влияние экстремистской пропаганды, которая, как правило, ведется путем насаждения межнациональной и межрелигиозной ненависти и вражды.

Фундаментальное решение этой проблемы связано прежде всего с кардинальным повышением эффективности системы социальной интеграции молодого поколения, ориентированной на усвоение молодыми людьми базовых ценностей российского общества, превращение этих ценностей в реальные мотивы в индивидуальной и социальной жизни».

Говоря о том, что важная роль в этой работе принадлежит структурам гражданского общества, авторы отмечают, что «важно и формирование внутри структур гражданского общества установок на осуществление горизонтального контроля, на выявление тех, кто начинает активно противопоставлять себя общественным нормам, кто начинает подпадать под влияние экстремистских и даже террористических сообществ».

В этой работе «крайне важна поддержка структурами гражданского общества инициатив и проектов традиционных религиозных объединений, направленных на разъяснение основ соответствующих вероучений». Обращается внимание на то, что «это позволит, с одной стороны, преодолевать барьеры между секулярной частью общества и верующими, с другой – убеждать в том, что экстремизм, а тем более терроризм не совместимы с основами соответствующих вероучений». Но при этом отмечено, что пока ни региональные, ни местные власти не располагают достаточными ресурсами для разработки программ по профилактике межнациональных напряжений с участием СО НКО.

Общественная палата Российской Федерации для решения этой проблемы выступила с предложением о принятии Правительством Российской Федерации норматива, в соответствии с которым в сметы инвестиционных проектов, реализуемых в регионах, должны включаться нормированные (1–2 % сметы) расходы на реализацию программ, направленных на профилактику межнационального напряжения. Программы должны проходить через экспертизу региональных палат и реализовываться в рамках совместной программы инвестора, местных властей и структур гражданского общества.

В заключение доклада подчеркивается: «Стабильное, поступательное развитие нашей страны в XXI веке невозможно без укрепления гражданского общества. Образ успешного будущего нашей страны формируется во взаимодействии гражданского общества и государства. <…> Содержательная гражданская активность, давление гражданского общества на власть никогда не являются работой против государства – напротив, это фундамент социальной стабильности. <…> Традиционно сильное государство в России абсолютно необходимо для поддержания единства этнокультурно, экономически и социально многообразного пространства».

С полным текстом Доклада о состоянии гражданского общества в российской федерации за 2017 год можно познакомиться на сайте Общественной палаты Российской Федерации

 




Возврат к списку