Вернуться к обычному виду
  • наш канал на YouTube
  • группа Вконтакте
  • FaceBook страница
  • Инстаграм страница
  • twitter
«В основе православия, ислама, буддизма, иудаизма – при всех различиях и особенностях – лежат базовые, общие моральные, нравственные, духовные ценности: милосердие, взаимопомощь, правда, справедливость, уважение к старшим, идеалы семьи и труда».

В.В. Путин

Патриарх Кирилл: «Религия — это составная часть общегуманитарных знаний, без которых не может быть образованного человека»

Патриарх Кирилл: «Религия — это составная часть общегуманитарных знаний, без которых не может быть образованного человека» 29.08.2016

25 августа 2016 года в зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

На нем большое внимание было уделено взаимодействию Русской Православной церкви и светских институтов в сфере образования и науки. В ходе собрания были заслушаны доклады об исполнении решений Высшего Церковного Совета и Архиерейского Собора и работе аналитической группы по разработке концепции XXV Международных Рождественских образовательных чтений «1917-2017: уроки столетия».

Открывая заседание, патриарх Кирилл подчеркнул актуальность поднимаемой проблемы и отметил, что «большое значение Церковь сегодня уделяет образованию, и не только в конфессиональных рамках». По его мнению, интерес к данному вопросу связан с проводимыми в сфере богословского и духовного образования реформами. Также Кирилл с сожалением заявил о том, что, размышляя о взаимодействиях научного сообщества с Церковью, многие опираются на старые идеологические стереотипы. Эта традиция продолжается уже более четверти века.

Поделившись с присутствующими своими впечатлениями от проведенного ряда встреч с учеными, патриарх сказал: «Мало-помалу, но реально меняется отношение научного сообщества к Церкви, складываются достаточно полезные взаимоотношения, в том числе в сфере образования».

На совещании Святейший Патриарх Московский и всея Руси обратил внимание коллег «на важность признания государством теологии как научной специальности»  и создания профильного экспертного совета ВАК. «Это, конечно, прогресс в российском образовании и в российской науке, и очень важно, что он обусловлен деидеологизацией нашего образования и науки. Идеологизация этих важных сфер общественной жизни принесла много бед. Теология была вынесена за поля общественного внимания и исключена из перечня научных дисциплин. И вот сегодня и Церковь освободилась от этих оков прошлого, и общество наше, несомненно, деидеологизируется, что приводит, в том числе, к переменам в отношениях между школой и Церковью», - добавил патриарх.

В этой связи он отметил: «Школа не может быть инструментом принудительной миссии со стороны какой бы то ни было религиозной традиции, но вместе с тем она не должна быть закрыта для передачи знаний о религии. Без этих знаний «Троица» Андрея Рублева, как и вообще православная икона, останется для очень многих зрителей малопонятным символическим изображением, лишенным всякого смысла. Казалось бы, сколько замечательных научных книг написано об иконе, как много говорится о важности иконографии в истории искусства, но по-прежнему далеко не все понимают икону, прежде всего потому, что нет элементарных знаний о той сфере бытия, которая отражается прежде всего через иконопись. То же самое можно сказать и о «Давиде» Микеланджело, как и о недавних спорах, совершенно странных для просвещенного культурного общества. Это опять-таки недостаток образования, в том числе в религиозной сфере, в области истории религии, истории искусства, и поэтому еще есть куда двигаться и есть что развивать».

Выражая обеспокоенность процессами, проходящими в российском образовании, патриарх Кирилл сказал: «Вопрос развития отечественного образования касается всех, в равной мере верующих и неверующих, если мы хотим видеть в молодежи не Иванов, не помнящих родства, неучей, накачанных идеологическими постулатами того или иного толка, а людей, способных трезво рассуждать о литературе, истории, философии, религии. Ведь все, что касается религии, — это составная часть общегуманитарных знаний, без которых не может быть образованного человека. Кажется, что это так ясно и понятно. Возьмите всеобщую историю или историю нашего государства — все переплетено с религиозным фактором, и если в нем не разбираться, невозможно понять многое из того, что происходило в прошлом». Он подчеркнул, что Русская Православная церковь «стремится к тому, чтобы образование и наука в нашем государстве находились на достойном уровне».

В завершение заседания Кирилл выразил уверенность, что Общество русской словесности, которое было учреждено в начале этого года, может содействовать преодолению кризисных явлений как в культуре, так и в отечественной школе, особенно в области преподавания русского языка и русской литературы.




Возврат к списку