Вернуться к обычному виду
«За разжигание межнациональной розни предусмотрена уголовная и административная ответственность».

ст. 280, 282 УК РФ, ст. 20.3.1 КоАП РФ

Проект «Фольклор народов Самарской области». Часть 2

Проект «Фольклор народов Самарской области». Часть 2 11.02.2022

Мы продолжаем наш онлайн-проект «Фольклор народов Самарской области». Сегодня поговорим о пословицах.

Пословицы – поэтические, многозначные, широко употребляющиеся в речи, устойчивые краткие выражения, имеющие переносные значения изречения; относятся к малым фольклорным жанрам.

Определить, что такое пословица, русские фольклористы пытались еще в XIX веке. Ф.И. Буслаев (Российский лингвист, фольклорист, историк литературы и искусства) рассматривал пословицы как художественные произведения родного слова, выражающие быт народа, его здравый смысл и нравственные интересы. Н.В. Гоголь видел в них результат народных представлений о жизни в ее разных проявлениях. В.И. Даль (выдающийся русский литератор, ученый-исследователь, этнограф) понимал пословицу как «суждение, приговор, поучение». В своем «Толковом словаре» он дал следующее определение: «Пословица ж, краткое изречение, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица есть особь языка, народной речи, не сочиняется, а рождается сама; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или простой оборот речи».

Пословицы характеризуются краткостью, лаконичностью, устойчивостью и широкой употребляемостью.

Пословицы отражают народную мудрость, моральный свод правил жизни. Они представляют собой широкие пласты жизни и носят воспитательную направленность. В них закреплен опыт народа.

Тематика пословиц очень разнообразна. В них выражается понимание жизненных основ, исторических событий, семейных отношений, любви и дружбы, осуждаются людские пороки и восхваляются добродетели, а также другие нравственные качества человека.

Пословицы складывались во всех слоях населения, но больше всего в крестьянской среде, как основной носительнице национальной народной культуры. Годовой цикл крестьянского труда отразился в пословицах «до поры до времени не сеют семени», «доброе семя, добрый и всход». Пословицы возникали и в среде ремесленников – «без топора – не плотник, без иглы – не портной», и в среде бурлаков – «нужда научит калачи есть».

В пословицах применяются различные художественно-изобразительные средства и приемы: сравнения («чужая душа – что темный лес»), метафоры, олицетворения («хмель шумит – ум молчит», «ставить палки в колеса»), антитезы, т.е. противопоставления («корень учения горек, да плод его сладок»), гиперболы («из кожи вон лезть», «в трех соснах заблудиться»). Встречается в пословицах и художественный прием – тавтология («от добра добра не ищут», «слыхом не слыхано, видом не видано»).

По композиции пословицы делятся на одночленные, двучленные и многочленные.

Пословицы могут строиться на противопоставлении («мужик да собака всегда на дворе, а баба да кошка всегда в избе»). В них, также как и в лирических песнях, используется прием параллелизма («червь точит дерево, печаль крушит сердце»).

Пословицы ритмичны. В них рифмуются отдельные слова («без труда не вынешь и рыбку из пруда»), отдельные части или вся пословица («на чужой каравай рта не открывай, а пораньше вставай да свой затевай»). Они разнообразны по форме высказывания. В них может быть включен монолог или диалог («из лука не – мы, из пищали – не мы, а попить да поплясать против нас не сыскать», «Тит, поди молотить! – Брюхо болит. – Тит, пойди вино пить! – Ох, дай оболокусь да как-нибудь доволокусь»).

 

Многие народы имеют схожие по смыслу пословицы и поговорки. К примеру, русской пословице «Как волка не корми, он все в лес смотрит» соответствует немецкая «Посади лягушку хоть на золотой стул, все равно она опять в лужу прыгнет»; «В знакомых местах уважают человека, в незнакомых – шубу» (казахская) – «Встречают по одежке, провожают по уму» (русская); «Уха – два, а язык – один» – «Два раза выслушай, один раз скажи» (узбекская) – «Слово – не воробей: вылетит – не поймаешь» (русская).

Пословицы, возникшие как жанр народной поэзии в традициях большинства этносов ещё в глубокой древности, бытуют в течение многих веков и играют литературно-художественную роль, вливаясь в современную культуру.

Сегодня жизнь даёт новое содержание традиционным фольклорным формам, и пословицы, как жанр, по-прежнему актуальны: «Чем больше шкаф, тем меньше влазит», «Одна голова – хорошо, а две уже некрасиво!», «Не в деньгах счастье, а в их количестве» и т.д.

В рамках онлайн-проекта мы познакомим Вас с пословицами народов Самарской области.

 

ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ


Пословицы твёрдо вошли в нашу жизнь, сохраняясь на протяжении многих веков. Но далеко не всем известны полные версии этих популярных образцов фольклора. А ведь целиком изречение порой несёт иной смысл…

 

Аппетит приходит во время еды, а жадность – во время аппетита.

Бабушка гадала, надвое сказала, то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет.

Бедность – не порок, а несчастье.

Ворон ворону глаз не выклюет, а и выклюет, да не вытащит.

Всяк правду ищет, да не всяк её творит.

Где тонко, там и рвётся, где толсто, там и наслаивается.

Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить.

Гол как сокол, а остер как топор.

Голод не тетка, пирожка не поднесет.

Два сапога пара, да оба левые.

Дело мастера боится, а иной мастер дела.

Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.

За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да своё.

Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.

Комар лошадь не повалит, пока медведь не подсобит.

Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет – тому оба.

Молодые бранятся – тешатся, а старики бранятся – бесятся.

На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай.

Не все коту масленица, будет и пост.

Новая метла по-новому метёт, а как сломается - под лавкой валяется.

Один в поле не воин, а путник.

От работы кони дохнут, а люди – крепнут.

От овса кони не рыщут, а от добра добра не ищут.

Палка, о двух концах, туда и сюда бьет.

Под лежачий камень вода не течёт, а под катящийся – не успевает.

Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена.

Работа – не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо.

Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой.

Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит.

Рука руку моет, да обе свербят.

Свой глаз – алмаз, а чужой – стекло.

Смелого пуля боится, а труса и в кустах найдёт.

Собаку съели, хвостом подавились.

Старость не радость, сядешь – не встанешь, побежишь – не остановишься.

Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет.

Тише едешь – дальше будешь от того места, куда едешь.

У страха глаза велики, да ничего не видят.

Ума палата, да ключ потерян.

Хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска.

Хлопот полон рот, а прикусить нечего.

Чудеса в решете – дыр много, а выскочить некуда.

Шито-крыто, а узелок-то тут.

Язык мой – враг мой, прежде ума глаголет.

  

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ПОСЛОВИЦАХ

 

1. Наука, которая занимается изучением пословиц называется паремиология.

2. Первые пословицы в России были зафиксированы еще со времен Руси, в Х веке. Пословицы можно встретить в одном, из самых ценных культурных источников – «Слове о полку Игореве».

3. Самое большое количество пословиц содержится в труде В.И Даля «Пословицы русского народа», который был выпущен в 1862 году. Их там 30 130!

4. Пословицы могут иметь самое различное происхождение. Некоторые из них пришли из народа и являются частью народного творчества, другие перенимались из различных религиозных или литературных источников.

5. Одной из самых известных пословиц является – «В здоровом теле – здоровый дух». Данная пословица имеет римское происхождение, но мало кто знает, что у нее есть и вторая часть – «…– большая редкость». Таким образом, римская пословица говорит о том, что важно развивать в себе и физическое и духовное здоровье.




Возврат к списку