
Предлагаем очередную публикацию нашего информационно-публицистического проекта «Глаголом жечь сердца людей», в котором мы рассказываем о писателях и поэтах разных народов.
Уроженец самарской земли Сирин Батыршин – татарский поэт и просветитель. В 20-30-е годы прошлого века стихи этого школьного учителя часто читали со сцены разные артисты. Да и сам Сирин Батыршин срывал аплодисменты, по многу раз повторяя на бис написанные им строчки, выступая на городских собраниях любителей литературы. А некоторые его произведения стали песнями и сейчас их часто считают народным творчеством.
Сирин родился 14 декабря 1896 года в крестьянской семье Батыршиных, проживавших в деревне Каракашлы Сумароковской волости Бугульминского уезда Самарской губернии.
За два месяца мальчик научился писать и читать. В медресе «Губайдия» он изучал географию, математику, историю России, русский и татарский языки. Именно там у Сирина появилось желание сочинять стихи. Свои первые «пробы пера» юноша читал на тайных вечерах.
Первое его публичное выступление состоялось 16 февраля 1914 года – на похоронах известной просветительницы и журналистки Ф.М. Наврузовой. Сирин прочитал посвященное ей стихотворение, в котором предсказал незабвение страстной противнице бесправия женщин. В том же году это произведение увидело свет в казанском журнале «Сююмбике».
После окончания медресе в 1915 году Сирин начал работать учителем в родной деревне, потом преподавал в других селах уезда. Активно занимался общественными делами, организовывал вечера для молодежи. Находилось время и для литературного творчества. Желание углублять свои знания привело Батыршина в 1918 году на трехгодичные татарские курсы учителей и воспитателей, готовившие кадры для деревень с мусульманским населением.
Он ездил в составе агитаторов по селам уезда, участвовал в создании театра, способствовал открытию сельских библиотек, организовывал концерты и спектакли. Читал свои стихотворения, которые вызывали бурные аплодисменты слушателей. Особенно нравилось им произведение «Әнкәмә» («Маме»). Оно было опубликовано в 1919 году в самарской газете «Яңа көч» («Новая сила»).
Довелось нашему земляку с оружием в руках принять участие в гражданской войне. Летом 1920-го завершился самарский период жизни поэта в связи с созданием ТАССР и вхождением большей части Бугульминского уезда в ее состав.
Следующий 1921 год принес тяжелейшие испытания – голод в Поволжье, который буквально косил людей. Мама Сирина умерла от голода, отец погиб от рук белогвардейцев.
В 1922 году Сирин поступил на рабочий факультет Казанского университета. После окончания рабфака работал сотрудником газеты «Сабанчы» («Пахарь») в Бугульме.
В 1926 году Батыршин вернулся в Казань и вскоре стал студентом Восточного педагогического института. Раз в неделю он отводил душу в татарском литературном кружке, где познакомился с другими молодыми поэтами. Поэтические строчки сами просились на бумагу, отливаясь в новые стихи, которые Сирин с успехом читал со сцены. Многие стихи были посвящены красноармейцам и гражданской войне. Не желая развиваться только в национальных рамках, Сирин стал изучать русскую и мировую поэзию, что позволило ему расширить тематику творчества.
Он первым среди татарских литераторов 20-х годов поднял в своих стихах вопросы о месте и роли поэта в обществе. По его словам, предназначение поэта не должно быть связано со стремлением к славе. Задача стоит другая – силой поэзии быстрее приблизить прекрасное будущее. Поэтому стихотворцам следует писать о горестях и радостях народа родной страны.
По материалам: https://samtatnews.ru/2025/02/06/прошедший-славой-испытанья-и-гулагом/






