Вернуться к обычному виду
«Познание стран мира — украшение и пища человеческих умов».

Леонардо да Винчи

Самарцы с успехом выступили в Провинстауне — колыбели современного американского театра

Самарцы с успехом выступили в Провинстауне — колыбели современного американского театра 26.10.2016

В городе Провинстаун (США) прошёл традиционный театральный фестиваль. Ежегодно на него съезжаются театралы из разных стран мира. Репертуарную афишу составляют пьесы Теннесси Уильямса, но традиционно добавляются и спектакли, поставленные по произведениям других авторов. В этом году это были постановки пьес Юджина О'Нила. Впервые за всю историю фестиваля в нем принял участие российский театр. Самарская актёрская мастерская «Доктор Чехов» представила спектакль «Танго-Кристи» по пьесе Юджина О'Нила «Анна Кристи».

Спектакль поставлен руководителем мастерской «Доктор Чехов» Аллой Коровкиной (педагог, актриса Самарского академического театра драмы им. М.Горького). Три года назад она создала свой театр. В мае этого года он был официально зарегистрирован, а в конце лета отправился на фестиваль.

Интересна история спектакля. В 1993 году в Самарский академический театр драмы им. М. Горького по рекомендации Виталия Вульфа приехал американский режиссер Дэвид Кэплан, который поставил пьесу Теннесси Уильямса «Внезапно прошлым летом». В этой пьесе Алла Коровкина сыграла главную роль. Потом Кэплан приезжал ставить «Макбета». До сих пор он, ныне не только режиссёр, но и автор книг о Теннесси Уильямсе, организатор фестиваля в Провинстауне, следит за театральной жизнью Самары.

Два года назад он предложил Алле Коровкиной привести спектакль на фестиваль. Она написала пьесу по мотивам «Анны Кристи» Юджина О'Нила. А воплотить написанное в живой спектакль стало возможным благодаря поддержке директора Самарского театра юного зрителя «СамАрт» Сергея Соколова. Он освободил занятых в спектакле артистов «СамАрта» (это Святослав Альшанов и Алексей Меженный, роль Анны Кристи играет Татьяна Коровина из Самарского академического театра драмы им. М.Горького) от других нагрузок, предоставил место для репетиций. (Ведь «Доктор Чехов» — свободное объединение актёров, по сути, антрепризный театр без постоянной труппы и помещения). Василий Тонковидов написал музыку к спектаклю, Виктория Максимова, актриса «СамАрта», работала над хореографией.

Во время фестиваля, длящегося целую неделю, спектакли шли каждый день на нескольких площадках. «Танго-Кристи» показали четыре раза. Жители Провинстауна, искушенные театралы, встречая российских артистов на улицах города, спешили выразить неподдельный интерес к их работе. Звучало и слово «Самара» — благодаря яркому театральному впечатлению люди узнали о нашем городе.

Спектакль шел на русском языке. Организаторы фестиваля предложили для англоязычной публики перед каждой картиной давать трансляцию текста О'Нила. Но в оригинале одиннадцать действующих лиц, в спектакле — только трое. В нём — соединение текста Юджина О’Нила, музыки, движения, недаром в названии обозначено танго — танец, очень созвучный настроению этого зрелища. Было решено рядом со сценой повесить экран, на который время от времени транслировался текст. Но многие зрители говорили, что им вообще не нужны были субтитры.

Помимо показов проходили мастер-классы и творческие встречи. «На церемонии закрытия мы вручили организаторам фестиваля грамоты от Самарской Губернской Думы. И тут надо было видеть глаза американцев. К официальным бумагам подобного рода они относятся с невероятной ответственностью и уважением», — вспоминает Алла Коровкина.

Ещё несколько важных нюансов. Зная, что театр «Доктор Чехов» не имеет финансирования, его создателям оплатили и проезд, и проживание. Фестиваль полностью существует на деньги спонсоров — владельцев галерей и магазинов Провинстауна.

В полной мере оценить значение успеха самарского спектакля на фестивале помогает обращение к историческому и культурному контексту.

Провинстаун знаменит тем, что именно здесь, на мысе Кейп-Код, ступили на американскую землю первые переселенцы из Англии. Но они не остались тут, а поплыли дальше — чтобы основать Плимутскую колонию. Кейп-Код долгое время был важной базой для рыбаков и китоловов, многие из которых оказались португальцами, переселенцами с Азорских островов. В конце концов, они, конечно, стали американцами, но «португальский акцент» в Провинстауне остался до сих пор. В Провинстауне жили и работали Курт Воннегут, Теннесси Уильямс, Юджин О'Нил и многие другие ключевые фигуры американской культуры.

Летом 1915 года отдыхавшие на побережье Атлантического океана литераторы-реформаторы Джон Крэм Кук, Джон Рид и Теодор Драйзер выступили инициаторами создания театра «Провинстаун-плейерс», призванного способствовать пропаганде и развитию новой американской драматургии. В организационной программе указывались основные цели этой группы: «создание сцены, где драматург, ставящий перед собой поэтические, литературные и драматургические задачи, мог бы наблюдать за постановкой своих пьес, не подчиняясь требованиям коммерческого антрепренёра». По мнению Джона Кука, «Провинстаун» был необходим и для того, чтобы «способствовать написанию лучших американских пьес и ставить каждую из этих пьес наилучшим образом».

В переоборудованном здании на заброшенной верфи Провинстауна впервые были поставлены одноактные пьесы О'Нила «Жажда» и «К востоку, на Кардифф». Она входит в его «морскую тетралогию», которая отражает опыт автора, плававшего матросом на торговых судах. Тетралогия О’Нила — это поэтические воспоминания автора о его морской жизни (с морем, со стихией природы и человеческих страстей связан и сюжет «Анны Кристи»). Премьера спектакля «К востоку, на Кардифф» в 1916 году считается датой рождения новой американской драматургии, серьёзного американского театра. От исторического здания театра остались только фрагменты, но жив объединяющий людей дух любви к искусству, творческого эксперимента, театрального братства.

Самарцы вернулись из знакового города с новыми планами. Впрочем, постоянный поиск и расширение творческих горизонтов с самого начала положены в основу деятельности Самарской актёрской мастерской «Доктор Чехов». Театр сотрудничает с Гёте-Институтом, готовит проект постановки современной пьесы немецкого автора — для молодежи. Ещё актёры ждут, когда на фестивале в Провинстауне будет «Год Чехова». Люди искусства счастливы жить в пространстве мировой культуры без границ и представлять в нём творческий потенциал своей страны, родного города.




Возврат к списку