Но вскоре в первоначальный план пришлось внести серьезные коррективы. Возникли проблемы с отселением жителей частных домов и с подведением коммуникаций к такому крупному монументальному зданию. Но главной причиной такого поворота событий стало то, что руководство города при более внимательном изучении вопроса пришло к мнению, что столь уникальное сооружение должно находиться в более удобном для его посещения месте. Начали подбирать для сооружения новое место, были предложены варианты, которые не подошли по разным соображениям. Поиски, растянувшиеся на много месяцев, завершились 23 января 1991 года принятием на градостроительном совете Куйбышевского горисполкома решения об отводе под строительство свободной площадки возле кинотеатра «Шипка». Архитектором будущей Соборной мечети был утвержден Расим Вальшин.
Нельзя сказать, что подготовительная работа - согласование документов по отводу земли, утверждение проектов, получение разрешения на строительство и так далее - шла просто, тихо и спокойно. Она затянулась на несколько месяцев. И произошло это не только по объективным и техническим причинам.
1991 год – один из труднейших в нашей послевоенной истории. Эпохальный, переломный период, когда до предела обнажились политические и социальные проблемы страны, фактически рухнула экономика: обесценились средства, которые с конца 1989 года собирались для строительства мечети.
Пришлось все начинать с начала, причем в совершенно новых условиях. Весной и летом 1992 года бригада рабочих, которую организовал предприниматель Саит Хузиахметов, окончательно освободила и привела в порядок территорию будущей стройки. И 20 августа произошло долгожданное событие: для закладки фундамента здания Самарской Соборной мечети под звуки азана был вынут первый грунт. Этот день можно считать символическим началом строительства.
Весть об этом событии через областную татарскую газету «Бердәмлек» и многонациональное «Радио-7» из Самары мгновенно разошлась по области и другим регионам. Лидерам мусульманской общины (руководящим органом приходов на тот момент был областной мухтасибат) и татарского культурного центра «Туган тел», а также всей общественности стало понятно, что все сомнения остались позади, и новая мечеть в Самаре будет построена.
После этого события народная поддержка инициативы поднялась на новый уровень, что прежде всего выразилось в увеличении сбора средств в фонд строительства мечети. На специальный расчетный счет или наличными в кассу мечети на Малом Тупике деньги поступали не только от татар, но и от представителей других народов и религий, как отдельных граждан, так и различных предприятий, организаций и бизнесменов. Рекордным оказался взнос Куйбышевской железной дороги, которая передала различные стройматериалы на сумму 100 миллионов рублей.
Все добрые люди, патриоты своей малой родины, были едины в стремлении содействовать духовному и национальному возрождению России. Сбор средств шел также на праздниках, организованных татарским культурным обществом «Туган тел» - Сабантуй, Навруз, концертах татарстанских и местных артистов. По решению руководства мусульманской общины имена всех благотворителей (независимо от размера взноса) решено было обнародовать через газету «Бердәмлек». Так, в течение семи лет, начиная с ноября 1992 года и вплоть до окончания строительных работ, в каждом номере областной татарской газеты размещалась специальная колонка с этой информацией. В то же время на страницах газеты «Азан» и на волнах «Радио-7» из Самары» постоянно и подробно освещался ход строительства мечети на улице Стара-Загора. И сейчас, по прошествии многих лет, на страницах «Бердәмлек» можно найти ответы на все вопросы по этой теме: кто на самом деле, в какие годы и в какой степени и форме принимал участие в этой грандиозной стройке.
Шамиль Галимов, историк, руководитель Самарского областного общества татарского исторического краеведения Фото — Сергей Баранов и Аняс Мингалеев.