Посадская матрешка
Сергиев Посад стал крупнейшим российским центром по изготовлению и росписи матрешек. В городе кустарный промысел художественной обработки дерева существовал еще с XVI века. Игрушки для детей покупали паломники, приезжающие в монастырь со всей России, среди них были русские цари.
В Сергиевом Посаде к 1920–30 годам сложился окончательный образ матрешки как крестьянки в традиционном костюме, с улыбкой, тонкими чертами лица, волосами, убранными на пробор под платочек. По форме посадская матрешка приземистая, одета в нарядный сарафан с узорчатой кофтой и передник с цветочным рисунком. Сувениры отличает лаконичный стиль оформления, цвета спокойные, приближены к натуральным оттенкам. Элементы обрисовываются черным контуром. «Посадская» роспись придерживалась традиций, заложенных Малютиным, в которых основное внимание уделяли элементам одежды и быта.
Семеновская матрешка
Город Семенов Нижегородской области, важный центр производства матрешек. Развитая речная сеть, торговая ярмарка способствовали развитию промысла. Изначально традиция зародилась в деревне Мериново, где по образцу сергиево - посадской матрешки токарь Арсений Майоров выточил свою игрушку. Дочери мастера раскрасили деревянную куклу, местная артель начала производить сувениры. Палитра насчитывала два-три цвета, но игрушки выглядели ярко, празднично.
Традиции из Мериново перекочевали в Семенов. Семеновская матрешка стройна по форме, расписывается анилиновыми красками, доминируют оттенки желтого, красного и синего цветов. Главная красота матрешки в расписном фартуке. Пышные волшебные цветы распускаются на переднике семеновской красавицы. Букет располагается чуть со смещением вправо, узор дополняется бутонами, листьями, травным орнаментом. Семеновская роспись выглядит декоративно, богато и нарядно. Эффект достигается смелостью контрастов и чистотой локального цвета. Отличие семеновской матрешки в том, что часть поверхности остается не закрашенной. Сувениры были популярны в СССР в 1970 - 80 годы, их называли традиционными «советскими» матрешками.
Нижегородские матрешки
Под Нижним Новгородом, недалеко от Дивеева монастыря располагалось село Полх-Майдан. С середины XIX века здесь мастерили нераскрашенную деревянную посуду. Конкуренция среди производителей была высокая, для выживания необходимо было выработать неповторимый стиль. Появление выжигательного аппарата позволило находчивым мастерам применить новую технику, они начали обозначать контур рисунка выжиганием. Позднее удешевили этот сложный способ, заменив на обводку черной тушью. Роспись с четким контуром стала визитной карточкой полхов-майданского стиля. У матрешки не нарисованы руки и передник. Кудрявые локоны выбиваются из платка, который по традиции старообрядцев не завязан. Цветки розы или шиповника раскинулись по полю в обрамлении фантастических растений и трав.
В Крутце промысел появился в 1960-х годах. Матрешки расписывали маслом. Роспись отличается творческой свободой, изобретательностью, декоративностью. Мастерицы обладали богатой фантазией, создали большое разнообразие вариантов композиций. Выразительные образы застенчивых, веселых, строгих крутецких куколок с богатым витиеватым орнаментом, нашли своих почитателей среди любителей народного творчества.
Вятская матрешка
На территории Кировской области находятся два центра художественной обработки дерева. Первый недалеко от деревни Вахрино, где в 1936 году образовалась артель «Прогресс», а второй в Нолинске, там работала артель «Свобода», которая с 1958 году выпустила тысячу матрешек для выставки в Брюсселе. Вятская матрешка – скромная северная красавица. Вятскую матрешку отличает особенность – инкрустация ржаной соломой. Геометрические фигурки из соломки располагаются на одежде и волосах, придают объем, создают игру света и тени. Стилю росписи вятской игрушки присуща сдержанность. Он не перегружен декором, орнамент – плоский, детали – крупные. Вятская куколка - обладательница рыже-русых волос, голубоглазая, с аккуратным личиком, раскрашена мягкой палитрой цветов.
Тверская матрешка
Тверская матрешка отличается стройностью. Мастерство токарей позволяет вытачивать деревянных кукол с тонкими как скорлупа стенками, которые расписывают золотыми и серебряными узорами. Тверскую матрешку одевают в нарядный сарафан, крупные бусы, передник расписывают темным фоном с яркими цветами и листьями, роспись стилизована под хохлому. Головной убор богато украшен позолотой. В Твери любимыми образами игрушки стали исторические персонажи и сказочные герои - Царевна-лягушка, Снегурочка, Василиса Премудрая.
Ранее на нашем сайте была опубликована статья о самарской мастерице Инне Ким, под названием «Инна Ким создала авторскую серию кукол, вдохновившись этническим многообразием Клявлинского района».
https://www.raritetus.ru/texts/matreshka-russkaja-narodnaja-igrushka/