
Село Клявлино, чья история ведет свое начало с XVIII века, издавна объединяло разные народы. Тут испокон веков жили чуваши, мордва, русские, украинцы, татары (мусульмане и кряшены).
И сейчас село остается многонациональным. О быте, культуре и традициях коренных народов села можно узнать немало интересного в местном музее.
По одной из легенд, основал село чуваш Клявля, который в поисках лучшей жизни вместе с братом поднимался вверх по реке Черемшан к ее истоку (она берет начало в нескольких километрах выше Клявлино). Второй же брат, согласно легенде, стал основателем села Резяпкино. По другой версии, первыми жителями Клявлино были Тайбулат и Клявле. Потомок первого, Илья Леонтьевич Шайбулатов, как рассказывали старожилы, занялся здесь садоводством, в 1890 году ездил к Мичурину в Тамбовскую губернию, привез посадочный материал и научился прививать деревья. Он вырастил в селе большой красивый сад с яблонями и вишнями.
Сельский музей хранит множество историй, связанных с жизнью села. Он был образован 16 лет назад по инициативе бывшего руководителя районного мордовского центра «Масторава» Василия Павлова. Экспозиции музея позволяют наглядно представить жизнь клявлинцев в разные исторические эпохи.
Многие вещи здесь хранят тепло рук местных мастериц. Например, нарядные куклы - «зерновушки» в национальных одеждах. Этих кукол из разноцветных тряпочек, набитых зерном, сотворила жительница села Лилия Пушкина. Ковровые дорожки с узорами, похожими на солнышко, - дело рук заведующей музеем Оксаны Горлановой. Это ремесло передалось ей еще от бабушки. Оксана освоила и старинный ткацкий станок, который является одним из музейных экспонатов. А недавно здесь появилось еще три станка, с помощью которых можно создавать гобелены. Здесь побывали со своими работами отец и дочь Емельяновы, Олег и Ольга, самарские художники и мастера гобелена. Олег Емельянов и оставил в подарок музею эти станки, созданные его руками. На мастер-классах искусству гобелена обучаются ребята и девчата из Клявлино. Да и заведующая музеем освоила это ремесло - благо, что его принципы близки к ткачеству.
Вообще ткачеством село славилось издавна. Свидетельство тому - хранящиеся в музее красивые старинные ковры, в том числе и вышитые болгарским крестом.
В комнате «Крестьянская изба», воссоздан быт сельских людей конца XIX - начала XX века. Здесь собраны старинные предметы русской национальной культуры. В женском углу - маслобойка, прялки, домотканые скатерти, салфетки, шали, платки, кухонная утварь. В долбленых деревянные бочках хранили муку, не опасаясь того, что она испортится. Аналогичные бочки мордва использовала как сундуки, в которых невеста хранила приданое. Их легко можно было выкатить из дома к телеге. В мужском углу - орудия тяжелого сельского труда: плотников, косарей, бондарей, земледельцев. Здесь же - упряжь для лошадей.
В музее много образцов одежды разных народов. Это не новоделы, а подлинные вещи, переданные сюда жителями Клявлино и окрестных сел. Например, сарафан, какие носили русские женщины. Он попал сюда из села Русское Добрино, где раньше жили староверы.
В музее посетители погружаются в жизненный круг традиций, промыслов и обрядов разных народов, населяющих этот край.
Иногда это обряды и традиции воспроизводятся прямо в музее. Особенно здесь любят разыгрывать Масленицу.
Музей уже не умещается в свои стены. Рядом - срубовой колодец, старинные сани, плетень. Декоративный ажурный мостик, который выковал из металла и передал в дар музею один из местных умельцев.
И сейчас село остается многонациональным. О быте, культуре и традициях коренных народов села можно узнать немало интересного в местном музее.
По одной из легенд, основал село чуваш Клявля, который в поисках лучшей жизни вместе с братом поднимался вверх по реке Черемшан к ее истоку (она берет начало в нескольких километрах выше Клявлино). Второй же брат, согласно легенде, стал основателем села Резяпкино. По другой версии, первыми жителями Клявлино были Тайбулат и Клявле. Потомок первого, Илья Леонтьевич Шайбулатов, как рассказывали старожилы, занялся здесь садоводством, в 1890 году ездил к Мичурину в Тамбовскую губернию, привез посадочный материал и научился прививать деревья. Он вырастил в селе большой красивый сад с яблонями и вишнями.
Сельский музей хранит множество историй, связанных с жизнью села. Он был образован 16 лет назад по инициативе бывшего руководителя районного мордовского центра «Масторава» Василия Павлова. Экспозиции музея позволяют наглядно представить жизнь клявлинцев в разные исторические эпохи.
Многие вещи здесь хранят тепло рук местных мастериц. Например, нарядные куклы - «зерновушки» в национальных одеждах. Этих кукол из разноцветных тряпочек, набитых зерном, сотворила жительница села Лилия Пушкина. Ковровые дорожки с узорами, похожими на солнышко, - дело рук заведующей музеем Оксаны Горлановой. Это ремесло передалось ей еще от бабушки. Оксана освоила и старинный ткацкий станок, который является одним из музейных экспонатов. А недавно здесь появилось еще три станка, с помощью которых можно создавать гобелены. Здесь побывали со своими работами отец и дочь Емельяновы, Олег и Ольга, самарские художники и мастера гобелена. Олег Емельянов и оставил в подарок музею эти станки, созданные его руками. На мастер-классах искусству гобелена обучаются ребята и девчата из Клявлино. Да и заведующая музеем освоила это ремесло - благо, что его принципы близки к ткачеству.
Вообще ткачеством село славилось издавна. Свидетельство тому - хранящиеся в музее красивые старинные ковры, в том числе и вышитые болгарским крестом.
В комнате «Крестьянская изба», воссоздан быт сельских людей конца XIX - начала XX века. Здесь собраны старинные предметы русской национальной культуры. В женском углу - маслобойка, прялки, домотканые скатерти, салфетки, шали, платки, кухонная утварь. В долбленых деревянные бочках хранили муку, не опасаясь того, что она испортится. Аналогичные бочки мордва использовала как сундуки, в которых невеста хранила приданое. Их легко можно было выкатить из дома к телеге. В мужском углу - орудия тяжелого сельского труда: плотников, косарей, бондарей, земледельцев. Здесь же - упряжь для лошадей.
В музее много образцов одежды разных народов. Это не новоделы, а подлинные вещи, переданные сюда жителями Клявлино и окрестных сел. Например, сарафан, какие носили русские женщины. Он попал сюда из села Русское Добрино, где раньше жили староверы.
В музее посетители погружаются в жизненный круг традиций, промыслов и обрядов разных народов, населяющих этот край.
Иногда это обряды и традиции воспроизводятся прямо в музее. Особенно здесь любят разыгрывать Масленицу.
Музей уже не умещается в свои стены. Рядом - срубовой колодец, старинные сани, плетень. Декоративный ажурный мостик, который выковал из металла и передал в дар музею один из местных умельцев.
По материалам газеты «Волжская коммуна»