Вернуться к обычному виду
«Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».

А.И. Куприн

Великий христианский пост перед Пасхой – самый строгий и продолжительный

Великий христианский пост перед Пасхой – самый строгий и продолжительный 05.03.2018

5 марта начинается третья неделя (седмица) Великого поста. 10 марта наступает родительская суббота – особый день поминовения усопших. А в воскресенье 11 марта православная церковь будет праздновать Крестопоклонную неделю (в церковном понимании неделя - это воскресенье). В этот день все верующие поклоняются кресту Господню, на котором Сын Божий претерпел Свои страсти. По установившейся традиции, крест из алтаря выносится на середину храма накануне в субботу, на Всенощном бдении, поклонение ему совершается после каждой службы. Обратно он заносится только в последующую пятницу.   

Великий христианский пост перед Пасхой – самый строгий и продолжительный. Он готовит верующих к двум важнейшим событиям в жизни Спасителя – Страстной седмице и следующему за ней Светлому Христову Воскресению, Пасхе Господней. 

Отвечая на вопрос, сколько дней длится Великий пост, многие полагают, что 40. Но пост состоит из 48 дней. Первые 40 -  Четыредесятница, они являются временем строгого воздержания, приготовления к Пасхе. Великий пост символизирует подвиг Иисуса Христа. Для спасения людей, Святой Дух направил Иисуса в пустыню, где на протяжении сорока дней дьявол подвергал его различным искушениям. Христос устоял перед соблазнами дьявола. Сорок дней он воздерживался  от еды и воды.

Последняя неделя называется Страстной седмицей и установлена в честь последних мучительных дней жизни Христа. Из-за такого разделения весь период принято считать сорокадневным постом. 

Церковь говорит, что Великий пост – это период обновления, преображения и сосредоточения. Это время подготовки к встрече Святого Христова Воскресения. 

Духовная лирика русских поэтов:

 Па­вел Бу­лыгин (1896–1936) 
«Что есть ис­ти­на?»   

«Что ис­ти­на?» – Пи­лат Ему ска­зал
И ру­ку под­нял вы­соко над го­ловою,
И, го­воря о том, сле­пец не знал,
Что Ис­ти­на пред ним с по­ник­шей го­ловою.

В том­ле­нии из­менчи­вых пу­тей,
Блуж­дая в тем­но­те ус­та­лыми но­гами,
Об ис­ти­не тос­ку­ем мы силь­ней,
Не зная, что Она всег­да, вез­де пред на­ми.


Дмитрий Мережковский (1866-1941)                                                                                                                                                О, Боже мой

О, Боже мой, благодарю
За то, что дал моим очам
Ты видеть мир - Твой вечный храм -
И землю, небо и зарю...
Пускай мученья мне грозят, -
Благодарю за этот миг,
За все, что сердцем я постиг,
О чем мне звезды говорят...
Везде я чувствую, везде
Тебя, Господь, в ночной тиши,
И в отдаленнейшей звезде,
И в глубине моей души. 

Иван Бу­нин (1870–1953)
В Геф­си­ман­ском са­ду   

И в этот час, гла­сит пре­данье,                                                                                                                                                      Ког­да, сом­не­ни­ем то­мим,
Из­не­могал он от стра­данья.
Все прек­ло­нилось пе­ред ним.
За­тих­ла ночь и бла­гого­венье,
И слы­шал он: «Мо­их вет­вей
Ко­лючий терн – вен­цом му­ченья
Воз­ло­жат на гла­ве тво­ей;
Но терн ко­роною зе­леной
Че­ло свя­тое обовь­ет —
В мир под стра­даль­чес­кой ко­роной,
Как царь ца­рей, Гос­подь вой­дет!»
И ки­парис, над ним шу­мящий,
Ко­му шеп­тал во ть­ме ноч­ной:
«Бла­гос­ло­ви Гос­подь скор­бя­щий, —
Ве­лик и сла­вен под­виг твой!
Я воз­не­су над всей все­лен­ной

Мой тяж­кий крест, и на крес­те
Весь мир уз­рит те­бя, сми­рен­ный,
В не­из­ре­чен­ной кра­соте!»
Но сно­ва он в тос­ке скло­нял­ся,
Но сно­ва он скор­бел ду­шой —

И ве­тер лас­ко­вой стру­ей
Его че­ла в ти­ши ка­сал­ся:
«О, под­ни­ми свой грус­тный взор!
В час скор­би, в тем­ный час стра­данья
Прох­ла­ды све­жее ды­ханье
Я при­несу с до­лин и гор,
И неж­ной лас­кой аро­мата

Твои му­ченья об­легчу,
И от вос­то­ка до за­ката
Твои гла­голы воз­ве­щу!»

Осип Мандельштам (1891 – 1938)

Люблю под сводами седыя тишины
Молебнов, панихид блужданье
И трогательный чин, ему же все должны -
У Исаака отпеванье.

Люблю священника неторопливый шаг,
Широкий вынос плащаницы,
И в ветхом неводе Геннисаретский мрак
Великопостныя седмицы.

Ветхозаветный дым на теплых алтарях
И иерея возглас сирый,
Смиренник царственный: снег чистый на плечах
И одичалые порфиры.

Соборы вечные Софии и Петра,
Амбары воздуха и света,
Зернохранилища вселенского добра,
И риги Нового Завета.

Не к вам влечется дух в годины тяжких бед,
Сюда влачится по ступеням
Широкопасмурным несчастья волчий след,
Ему ж вовеки не изменим:

Зане свободен раб, преодолевший страх,
И сохранилось свыше меры
В прохладных житницах, в глубоких закромах
Зерно глубокой, полной веры.




Возврат к списку